Страница: 1/13
ПЛАН:
1. Введение;
2. Коронация;
3. Страницы жизни;
4. Заключение;
5. Используемая литература;
6. Приложения.
«Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец», недалекий по кругозору, неумный и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная и деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдательное», «искренний и любящий отец и муж» - все эти столь разительно отличающиеся оценки и характеристики об одном и том же человеке – о Николае II. Кем же он был в действительности, последний российский самодержец, проклятый и отвергнутый своим народом, в массе равнодушно воспринявшим известие о его казни и гибели большинства членов его фамилии, затем канонизированный зарубежной Православной церковью, а спустя десятилетия ставший и в сознании многих из новых поколений соотечественников святым мучеником?
Именно об этом идут размышления в данной работе; стоит задуматься о драматичной судьбе Николая II, отозвавшейся величайшей трагедией всего русского народа, всмотреться в малознакомые черты этого человека и лица его близких, которые порой говорят больше, чем многие острые субъективные оценки и холодные биографические факты.
Большое число фотографий оказалось безвозвратно утеряно, так как на протяжении многих лет в нашей стране уничтожались любые материалы (кроме порочащих), связанные с домом Романовых. В этих условиях не то что распространение, но даже хранение фотоизображений императора или членов его семьи вплоть до 80-х годов XX века могло вызвать обвинения в монархизме со всеми вытекающими последствиями. Естественно, что большинство людей постаралось избавиться от опасных материалов.
Помимо того, в работе освещены видные исторические деятели, среди которых и коронованные европейские родственники Романовых, и крупные дипломаты, и заметные политические фигуры, и в первую очередь члены самой царской фамилии. Не осталась в стороне, конечно, и «домашняя» жизнь Николая II – его семья, дети, их игры, развлечения, путешествия, прогулки, спортивные увлечения и т. д.
Будучи старшим сыном императора Александра III Николай тем не менее не был готов занять престол после смерти отца. Надеясь править многие годы, царствующий монарх не вводил сына в дела управления империей, а тот даже не мог представить себе, что когда-нибудь возникнет необходимость встать самому за государственный руль. "Что мне делать? - тревожно спрашивал после смерти отца 26-летний Николай. - Что будет теперь с нами, с Россией? Я не готов быть царем. Я ничего не понимаю в делах правления. Я даже с министрами не знаю как разговаривать".
Отличавшемуся добротой, мягкостью и дружелюбием, получившему прекрасное образование, Николаю предстояло учиться править державой по ходу дела. Его главным учителем, идеологом в вопросах управления государством был все тот же Константин Петрович Победоносцев, догмами которого руководствовался и покойный Александр III. Победоносцев, в частности, приписывал славянам и русскому народу вялость и лень, а также неспособность жить без узды самодержавия. Он настойчиво насаждал абсолютную монархию и православие как два начала, строго обязательных для блага Российской Империи. Он был врагом всяческих реформ, а в конституции видел корень зла и бед для будущего России.
К несчастью для себя и России, Николай II слепо следовал догмам наставника. Он считал вредными всяческие идейные движения, сотрясавшие страну, поскольку они угрожали самодержавию. "Я буду охранять начала самодержавия столь же твердо и неуклонно, как их охранял мой незабвенный отец". Этому кредо император остался верен до последней минуты.
В отличие от своего великого деда он не чувствовал внутренней потребности в преобразованиях российской действительности и, напротив, как будто стремился избежать их и законсервировать полукрепостнический, патриархальный уклад жизни империи (ведь не случайно его идеалом и объектом особого почитания и даже подражания являлся не кто-либо из преобразователей, а «тишайший» царь Алексей Михайлович). Казалось, Россия во времена правления Николая II обрела наибольшие политические свободы (была создана Государственная дума – своеобразный российский парламент, провозглашены свободы слова, печати, собраний и др.), однако все это было буквально вырвано у монарха и при первой же возможности им же отнято обратно.
Он не пошел путем дальнейших преобразований, которых ждала страна и требовало от него время. И, не решившись пожертвовать малым, Николай II затем потерял все. Падет династия Романовых, разлетятся по свету члены императорского дома, погибнут многие самые близкие ему люди и он сам, а Россия и ее народ будут ввергнуты в полосу нескончаемых бедствий…
Цели и задачи работы рассмотреть правление Николая II год за годом, его окружения, обстоятельства, повлиявшие на принятие тех или иных судьбоносных решений.
Реферат опубликован: 31/07/2008