Страница: 1/15
Оглавление:
I. Источники и историография
II. Становление государственности:
1. Истоки государственности
2. Декларация Независимости
3. Формирование власти штатов
4. “Статьи конфедерации”
5. Конституция 1787 года и Билль о правах
III. Вывод
IV . Источники и литература
I. Источники и историография
Основными источниками по вопросу формирования государственности Америки являются: Декларация независимости, “Статьи конфедерации”, Конституция 1787 года и Билль о правах. Также, обращаясь к истокам формирования государственности важным документом является Мэйфлауэрское соглашение.
Также важный источник - 4х-томные “Записи федерального конвента 1787 года” М.Фарранда, где можно увидеть взгляды творцов федералистской идеологии: Дж.Мэдисон, Дж.Вильсон, г.Морри, Р.Кинг, а.Гамильтон, Дж.Дикинсон, Э.Рандолф, Ч.Пинкни.
В историографии по данному вопросу существует множество мнений.
Руководящая роль в патриотическом лагере принадлежала не демократии, а умеренному крылу, идеология которого по мере развития революции все более утверждалась в качестве кредо молодой буржуазной республики и послужила основой при выработке федеральной конституции 1787 года.
Историк-марксист Г.Аптекер выделил гуманистическую трактовку прав человека, содержащуюся в Декларации и первых конституций штатов, концепцию народного суверенитета и право на революцию. В статье “Американская революция и право на революцию” Г.Аптекер впервые в исторической литературе обосновывает : идея права на революцию заключена не только в Декларации независимости, но и в ряде первых конституций штатов”.
“Идея принятия писаной конституции, включающей перечень полномочий правительства - логически вытекала из революции,” - Г.Аптекер. Он отмечает противоречивый характер отношения конституции США к предшествовавшей революционной идеологии. С одной стороны - воплотившаяся в ней доктрина договорного образования правительства и четкого определения границ и прерогатив государственного аппарата представляет отрицание произвола власти, характерного для феодально-абсолютистких обществ. Принятие конституции поэтому означало “реализацию политических принципов Века Разума”. Но, с другой стороны, отказ от “Статей конфедерации” 1781 года, первоначального зыбкого договорного соглашения между 13 штатами в пользу конституции, отразил “частичное поражение” левого, демократического крыла революции и победу ее умеренных деятелей.
Лидер неоконсервативного направления Л.Харц отрицает типологическую связь доктрин американской революции с передовой европейской мыслью XVIII века.
Консервативное направление - буржуазные историки США - отрицают классовую сущность Конституции 1787 года, объявляют документ продуктом народного волеизъявления.
Буржуазные историки - прогрессисты видели в конституции антитезу Декларации 1776 года (В.Л.Паррингтон), “Статьи конфедерации”, закреплявшие суверенитет штатов полностью отвечали требованиям исторического момента и что конституция 1787 года восторжествовала лишь в результате умело направляемых усилий консервативных деятелей (М.Дженсен)
Концепция согласия - признает наличие острых разногласий в идеологии американской революции.
В докладе о “правах человека” на XIV Международном конгрессе исторических наук в Сан-Франциско в 1975 году американский историк Р.Палмер говорил: “Конституция 1787 года, как, впрочем, и законодательство штатов, носили ограниченный характер, отмечая с сожалением, что противники революции - лоялисты оказались в неравном положении с ее сторонниками. Кстати говоря, те лоялисты, которые впоследствии вернулись в США или заявили о поддержке новой власти, пользовались всей полнотой конституционных гарантий. Более того, они активно примкнули к консервативному блоку “федералистов”, сторонников конституции 1787 года, составив оплот нового правопорядка”.
Реферат опубликован: 11/07/2009