Страница: 5/12
Теория общественного выбора
Этот недостаток пытались преодолеть сторонники сформировавшейся в 50-бО-е годы теории общественного выбора (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлинсон, У.Несканен и др.). Говоря о неэффективности государственного регулирования, сторонники теории общественного выбора перенесли анализ с влияния денежно-кредитных и финансовых мер на экономику на сам процесс принятия правительственных решений.
Главный тезис этой теории люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, а бизнес и политика тесно взаимосвязаны. Теория общественного выбора базируется на принципах индивидуализма. Ее сторонники считают, что люди руководствуются такими принципами не только в коммерческой деятельности, но и будучи на службе у государства.
Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть известную абстрактность неоклассической парадигмы в целом и прежде всего ее внеисторического характера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой цивилизации.
Институционализм
Обострение внутренних противоречий рыночной экономики способствовало зарождению институционально-социологического направления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии (Ф.Лист, К.Книс, Б.Гильденбрандт, В.Рошер, Г.Шмолер, В.Зомбарт, М.Вебер). Новая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) за чрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандируя необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом историческом материале. Представители исторической школы определяли национальную (политическую) экономию как науку о повседневной деловой жизни и деятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.
Классический институционализм, возникший в Америке в конце XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в 20-ЗО-е годы. Его основоположником считают Торстейна Вселена (1857-1929). Представители этого течения (Дж.Р. Коммонс, У.К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.) широко используют в своем анализе понятие "институты" (от лат. institutum - установление, учреждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также различные психологические, этические, правовые, технические и т.п. социальные явления.
До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием; взрыв его популярности в 70-80-е годы был связан с концепциями "постиндустриального", "информационного", "сервисного" общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем.
Институциональный анализ более трезво оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что современное общество отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя, скорее, апологетическую, чем познавательную, функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не экономический человек, а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который, кроме экономики, должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.
На базе институционализма в конце 60-х годов возникла "радикальная политэкономия" , представители которой (Г.Шерман, Т.Вайскопф, Э.Хант и др.) в своей критике капитализма используют ряд теоретических положений К.Маркса.
На вызов традиционного институционализма представители неоклассической теории (основного течения современной экономической науки) ответили расширением сферы неоинституциональных исследований. Неоинституционализм опирается на традиции австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рассматриваются с позиции методологического индивидуализма. К этому направлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др.
Классификация современных экономических теорий
Палитру современных подходов хорошо отражает классификация, предложенная Б.Кларком (см. рис. 14-1). Она позволяет не только показать многообразие современных подходов, но и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода: от консервативного направления - через классический и современный либерализм - к радикальным течениям.
Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их можно поместить в двумерной системе координат (см. рис. 14-2). Несмотря на ограниченность такого подхода, он выделяет главное, намечая возможные точки соприкосновения различных, нередко противоположных концепций.
Реферат опубликован: 19/08/2009