Виды аргументирования

Страница: 1/3

Существуют различные виды аргументирования. Они 'могут отличаться друг от друга методикой организации, структурой и композицией, механизмом обмена аргументами и др. Зачастую спор и диалог, полемика и дискуссия, дебаты и прения рассматриваются как синони­мы, однако необходимо их концептуально различать. Наша задача заключается в том, чтобы, во-первых, развести понятия видов аргументирования; во-вторых, выявить различные характеристики аргументирования; в-третьих, сформулировать схемы аргументирования по тем приз­накам, которые выделены на предыдущем этапе иссле­дования.

Речь, доклад, лекция, беседа как способы аргумента­ции в методической литературе изучены достаточно полно. И все же не только с точки зрения методики следует пред­ставить себе эти виды аргументирования. На наш взгляд, структурные, композиционные и концептуальные особен­ности речи, доклада, лекции и беседы таковы: 1. Субъектная структура данного вида аргументации соответствует процессу однонаправленного характера по схеме:

аргументатор — адресат. В указанной схеме аргументатор является субъектом аргументации, а адресат— ее объектом. Стороны аргументативного процесса отличаются по сте­пени активности: аргументатор активен, адресат пассивен. 2. Такая разновидность аргументации не дает образца 'борьбы мнений, конфликта, игровой ситуации. 3. Основой аргументирования служит не взаимодействие, а однонаправленное действие, в частности, передача инфор­мации. 4. Обратная связь формулируется в неявной форме. 5. Поле аргументации остается неизменным, ибо определяется не ситуацией, не конвенцией сторон, не конфликтом мнений по поводу спорного положения, а структурой исходного текста, программой, заранее по­ставленными познавательными задачами. 6. Целями данного вида аргументации будут обучение, передачи информации или опыта, наставничество, коммуникация, обзор.

Схематически рассматриваемый вид аргументирования представлен в табл. 1.

Характер обсуждения

Структура обмена аргументами

Вид аргументирования

Информация прямая связь Речь

Сообщение Аргументатор - Адресат Доклад

Обучение Лекция

Убеждение обратная, неявная связь Беседа

Переубеждение

Стрелка сплошной линии показывает прямую, а пунк­тирная — обратную связь в этом процессе.

Спор как вид аргументации также широко обсуждает­ся в литературе, однако однозначного определения его понятия в литературе нет. С. Поварнин квалифицирует спор как процедуру, в которой один доказывает, что какая­-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. К этой точке зрения присоединяется А.А. Старченко, трактую­щий спор как отстаивание собственного тезиса и опровер­жение тезиса противника. Против такого определения возражает А.Н. Соколов. Он полагает, что характеристи­ка спора с позиции разногласия тезисов и доказательства истинности одного из них и ложности другого недостаточна.

Ссылка на древнюю мудрость о том» что в споре рож­дается истина, не дает гносеологической определенности в данном вопросе. Одним из контр доводов против устой­чивого мнения о том, что спор связан с установлением истинности тезиса, может быть указание на софистичес­кие споры. Они вообще не ставят своей целью выяснение 'правильности или неправильности того или иного взгляда и ориентированы только на победу в споре, только на пере убеждение противника. Доказательством же истины здесь и «не пахнет». К тому же нередко спор ведется в 'неупорядоченных и неорганизованных формах. Спорщики в большинстве случаев чураются каких-либо правил и принципов (кроме собственных, разумеется). Поэтому древняя сентенция предстает как очень сильное

преувеличенно

По мнению А.Н.Соколова, родовым понятием спора может быть понятие обмена мнениями. Но в споре обмен мнениями часто носит конфликтный характер. Большин­ство нелояльных доводов и приемов относятся именно к спору.

Реферат опубликован: 17/09/2009