Страница: 2/3
Полагаем, можно выделить следующие структурные,
композиционные и концептуальные черты спора: 1. Субъектная его структура характеризуется наличием по меньшей мере двух субъектов. 2. Субъекты спора равнозначны по своей роли в процессе обмена мнениями, по степени активности, по связям друг с другом. 3. Предметом спора является спорное положение, о котором каждая сторона имеет собственное мнение, называемое тезисом. 4. Различие позиций сторон, выраженное мнениями о спорном положении, делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. 5. Тезисы сторон противоречат друг другу в контрадикторной форме. 6. Процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений. 7. Борьба мнений в споре /достигает своей высшей формы — конфликта или войны мнении, особенностью чего сложит доказательство каждой стороной истинности своего тезиса и сложности тезиса оппонента. Согласно этому каждый довод в аргуменгацип
такого типа представляет собой отрицание предыдущего довода противника. Характер обсуждения приобретет вид опровержения, отклонения, отрицания, непринятия, элиминации. 8. Поле аргументации, как правило, не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь идет не о сущности, а о явлении, и борьба ведется не основаниями, а мнениями. Изменение поля аргументации в споре возможно» однако названный процесс обычно не характеризует его развития 9. Спор как вид аргументации не регламентирован ни в процедурном» ни в пространственном, ни во временном отношениях (табл. 2).
Таблица 2
Характер обсуждения |
Структура обмена аргументами |
Вид аргументирования |
Борьба мнений Опровержение Спор Критика Оппонент – СП – Пропонент Отрицание Т1 Т2 Личностные формы Конфрогтации |
Дискуссия как вид аргументации нередко отождествляется со спором и с полемикой. Многие авторы рассматривают ее как деятельность, которая в отличие от запора не разъединяет, а соединяет. Термин «дискуссия» в переводе с латинского означает «исследую». История науки показывает, что роль дискуссий в формировании научной картины мира очень велика. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности и ложности каждого тезиса. Этот вид аргументации всегда стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий, а ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции.
Выделим основные черты дискуссии: 1. Субъектная структура внешне такая же, как и в споре. Но ее субъекты представлены не аргументатором и адресатом, не оппонентом и пропонентом, а соавторами в коллективном процессе обсуждения. 2. Тезисы сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими. 3. Цель обсуждения состоит не в опровержении тезиса оппонента, а в установлении меры истинности и меры ложности каждого (в том числе и своего) тезиса. 4. Дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне сущности. 5. Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью, формированием универсального субъекта. 6. В структурном отношении дискуссия регламентирована и организована. 7. Поле аргументации дискуссии развивается под действием процесса обмена мнениями по мере прояснения предмета разногласий. 8. Дискуссия может быть определена как форма научной познавательной деятельности. 9. В отличие от спора с его конфликтностью и борьбой мнении дискуссия тяготеет к компромиссу, к подведению тезисов под общее основание, к yточнению терминологии, обобщению методик, формулированию единой методологии
Полемика как вид аргументации (в переводе с древнегреческого — враждебный, непримиримый) отличается от ранее проанализированных форм, хотя в литературе она порою освещается то как синоним спора, то как равнозначное понятию дискуссии. Обоснованной представляется точка зрения А.Н.Соколова, который задает вопрос: что означает выражение: «Книга носит полемический характеры лак видим, различие, полемичности и дискуссионности в этом случае не стилистическое, а концептуальное.
Реферат опубликован: 17/09/2009