Страница: 5/8
Осмотр трупа на месте ДТП позволяет установить:
1. Механизм происшествия;
2. Расположение и позу трупа;
3. Расположение трупа по отношению к другим элементам ДТП;
4. Наличие, характер, расположение и взаиморасположение повреждений на теле
и одежде трупа;
5. Наличие дополнительных следов, указывающих на ДТП;
6. Содержание карманов трупа;
7. Иные данные.
Оценка телесных повреждений, полученных участниками ДТП.
В следственной практике встречаются две ситуации, при которых возникает необходимость отличить лицо, управляющее транспортным средством, от пассажиров.
Первая: все находившиеся в салоне лица погибли, а по положению трупов невозможно определить, кто сидел за рулем в момент столкновения.
Вторая: ни один из оставшихся в живых участников ДТП не желает признать себя водителем. При этом пострадавшие иногда ссылаются на амнезию или на ретроградную амнезию.
При такой постановке вопроса задача судебно-медицинского эксперта заключается в том, чтобы путем внешнего осмотра или вскрытия обнаружить ранения, полученные лицами, находившимися в автомобиле. Затем надлежит соотнести обнаруженные ранения с конструктивными особенностями салона и таким образом однозначно установить, кто управлял транспортным средством и кто был пассажиром. В связи с этим большую доказательную силу приобретают отпечатки ремня безопасности: в области <плечо-грудь> они идут у водителя слева сверху вправо вниз, а у пассажира наоборот. Относительно типичными для водителя ранениями могут быть повреждения рук: перелом большого пальца, запястья и указательного пальца, а так же повреждения связок и переломы в области костей плюсны и пяточной кости вследствие контакта с педалями. У пассажиров относительно чаще наблюдаются резаные раны лица, шеи и рук вследствие удара о лобовое стекло. Ранения органов брюшной полости у пассажира часто более глубокие, чем у водителя.
Вторая возможность различения водителя и пассажира связана с оценкой отпечатков подошв обуви лиц, находившихся в салоне автомобиля. При столкновении транспортных средств на подошвы ног или обуви, воздействует большая энергия удара, вследствие чего на них могут остаться отпечатки деталей салона, в частности поверхностей педалей - у водителя, рисунка коврика - у водителя.
В отдельных случаях различить водителя и пассажира можно по частицам некоторых веществ и материалов. Часто удается обнаружить взаимный перенос частиц ткани, из которой сшиты чехлы, или обивки одного из сидений. На верхних частях сидений - подголовниках могут быть обнаружены волосы тех, кто на них опирался.
Наезд транспортного средства на человека влечет за собой прежде всего повреждение одежды и часто - поверхности тела. При этом на участках контакта могут быть обнаружены частицы веществ и материалов с признаками индивидуального характера. Кроме того существует вероятность обнаружения отпечатков, отображающих форму ударившей тело части автомашины.
Наезд транспортного средства, например, на пешехода может привести к возникновению в местах контакта механических деформирующих напряжений.
Допрос свидетелей и потерпевших
Важным следственным действием при расследовании уголовных дел о преступном нарушении правил движения является допрос. Допросу подвергаются водители транспортных средств, потерпевшие, свидетели.
Допрос потерпевших желательно проводить безотлагательно, так как отдельные мелкие детали ДТП могут исчезнуть из их памяти. В некоторых случаях на потерпевших оказывают воздействие заинтересованные лица. В практике известны случаи, когда потерпевший умышленно искажает некоторые данные ДТП. Если потерпевшего с места происшествия отправили в медицинское учреждение, то допрос может производиться лишь с разрешения лечащего врача.
Допросу потерпевшего должны предшествовать действия следователя, направленные на выяснение психофизиологического состояния потерпевшего.
В процессе допроса потерпевшего необходимо выяснить последовательность действий потерпевшего и других участников происшествия. При этом необходимо выяснить:
1) каково было поведение водителя транспорта
2) как была оборудована машина
3) предназначена ли она для перевозки людей
4) в каком месте находился потерпевший в момент ДТП
5) видел ли он приближающийся транспорт и как реагировал при этом
6) на каком расстоянии переходил дорогу от приближающегося транспорта
7) с какой стороны пострадавший обходил автобус, троллейбус, трамвай и обращал ли на движущийся транспорт
8) при каким сигнале регулировщика или светофора переходил дорогу
9) слышал ли сигналы, подаваемые водителем и как реагировал на них состояние зрения, слуха
10)употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки.
При допросе свидетелей, являющихся должностными лицами транспортных предприятий, необходимо выяснить вопросы о техническом состоянии транспортного средства. При допросе свидетелей, являющихся работниками медицинских учреждений, необходимо выяснить не сообщил ли потерпевший каких-либо данных, относящихся к происшествию.
Реферат опубликован: 10/08/2009