Страница: 7/28
Раскрытие преступлений, совершаемых ОПГ, чаще всего под силу только группе следователей и оперативно-розыскных работников, действующих в составе единой следственно-оперативной группы. Хотя иногда возможна успешная работа по этим делам и одного следователя, но при хорошо налаженном взаимодействии с оперативно-розыскными органами.
Первейшей задачей следователя по подобного рода делам является потребность как можно быстрее выявить в расследуемом событии признаки деятельности ОПГ. Как показывает следственная практика, основанием считать, что следствие в данном конкретном случае имеет дело с деятельностью ОПГ, может явиться установление некоторых свойственных ей черт, о которых было сказано в предыдущем параграфе. Однако далеко не все указанные черты могут быть выявлены в начале расследования. К тому же решение отмеченной выше задачи имеет определенную этапность. Вначале устанавливается факт совершения деяния группой лиц, а затем — что эти лица являются членами не простой группы преступников, а ОПГ, являющейся составной частью организованной преступности.
Сведения о том, что расследуемое преступление совершено группой лиц, могут быть получены из исходных сведений, поступивших к следователю из оперативно-розыскных и иных источников, из данных осмотра места происшествия или осмотра использованных преступниками документов, различного рода орудий, оружия, технических и иных средств. Например, из показаний потерпевших и свидетелей о группе преступников, по следам пальцев рук, следам обуви, обнаруженных на пулях и гильзах, орудиям преступления, механизму совершения преступного деяния и т. д.
Вторая, более сложная часть указанной задачи для своего решения требует не только выявления следователем в исходной информации, результатах первоначальных следственных действий и сложившейся конкретной следственной ситуации признаков деятельности ОПГ, но и четко налаженной системы взаимного информирования, сложившейся между следственными и оперативно-розыскными органами (подразделениями по борьбе с организованной преступностью и криминальной милицией), осуществляющими соответствующие оперативно-розыскные разработки по расследуемому событию. В рамках такого взаимодействия следователь должен располагать оперативно-розыскной информацией о наличии или отсутствии в данном городе, районе или регионе каких-либо ОПГ.
Часто в результате активной и длительной разведывательной работы оперативно-розыскных органов к следователю еще до возбуждения уголовного дела поступает информация о том, что подлежащее расследованию преступление совершено ОПГ, находящейся под контролем указанных органов. В этом случае полученная оперативно-розыскная информация требует тщательной процессуально-криминалистической оценки со стороны следователя с целью определения ее процессуально-криминалистической значимости, следственных перспектив ее использования и возможного получения необходимой доказательственной информации в ходе расследования.
В процессе расследования таких преступлений необходимо установить не только признаки деятельности ОПГ, но и факт ее существования, цель создания, численность, характер распределения ролей, выявить конкретных исполнителей деяния, с которого началось расследование, и собрать изобличающие их данные, выявить организаторов и лидеров ОПГ, других участников и разобраться в характере общности их преступных целей, умысла и роли в расследуемом и других, ранее нераскрытых преступных деяниях.
Именно на основе анализа всей преступной деятельности данной ОПГ в ходе расследования чаще всего удается проследить характер и частоту участия в ней ее членов, как непосредственных исполнителей, так и руководителей среднего и высшего звена ОПГ, а также выявить ее коррумпированные связи с целью доказывания вины руководителей ОПГ в ее преступной деятельности очень важно при расследовании получить сведения о тех аспектах их волевой деятельности в ОПГ, которую можно использовать в рамках применения ст. 17 УК РФ. В частности, о характере их советов, распоряжений, требований и указаний, элементах практической помощи, связанных с совершением отдельных преступлений, а также о их волевой деятельности в распределении преступных доходов, (финансировании коррумпированных должностных лиц и т. д.
Реферат опубликован: 29/03/2009