Страница: 4/6
Главенствующее положение фонтана «Самсон» как кульминации всей композиции, помимо высоты струи и ее мощности подчеркивается еще одним интересным эффектом: когда включаются фонтаны Петродворца, появляется вода в разинутой пасти льва, готовая взметнуться вверх, но еще не работают «Тритоны» на верхней террасе каскада, «Сирены» и «Наяды», находящиеся на поребрике ковша. И только тогда, когда высота струи Самсона достигнет пределов, символически демонстрируя победу, из раковин, в которые трубят морские божества, вырываются широкими дугами фонтанные струи: повелители воды как бы трубят славу богатырю, одолевшему врага.
Одним из основных элементов Большого каскада служит разнообразное использование водных струй. Главный элемент здесь – столб воды фонтана «Самсон». Сто сорок две струи, переливающиеся над 64 фонтанами каскада, соединяясь и перекрещиваясь, создают ажурный рисунок, завершающий архитектуру этого монументального сооружения. Вода использована как активный участник художественного решения, включена в композицию многих статуй. Движение воды подчеркивает динамичность скульптур, запечатлевших «победительные образы славы России».
Также велика роль скульптуры в композиции Большого каскада. Она не только украшает его, но и связывает различные части ансамбля в единое целое, сочетаясь с архитектурой и художественным оформлением.
Большой каскад создавался одновременно с дворцом «Монплезир». Однако первоначальная скульптура была изготовлена из свинца. Свинцовая декоративная скульптура Большого каскада, выполненная К. Растрелли, Ф. Вассу по рисункам Ж.-Б. Леблона, И. Браунштейна, Н. Микетти и М.Г. Земцова, к концу XVIII века пришла в ветхость. 19 августа 1799 года был издан указ отлить новые скульптуры из бронзы. В создании новых скульптур приняла участие плеяда блестящих русских скульпторов XVIII века. Многие статуи были воссозданы по античным оригиналам, для других модели изготовили Ф. Щедрин («Персей» и «Сирены»), Ф. Шубин («Пандора») и другие. Скульптурная группа фонтана «Самсон» отливалась по модели выдающегося русского мастера скульптуры М. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле в Петербурге.
Каскад, сооруженный в 1714 –1721 гг. сохранил свой первоначальный облик до наших дней. 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие вновь воссозданного после войны Большого каскада.
Симметрично по отношению к Большому каскаду, в западной и восточной частях Нижнего парка, украшающие естественный склон, который окаймляет парк с юга. В восточной части – это каскад «Шахматная гора», в западной – каскад «Золотая гора».
Монплезирский сад был создан как регулярный парк в миниатюре. Пять фонтанов в центрах отдельных участков этого сада составляют его водную декорацию. Две перпендикулярные аллеи делят сад на четыре маленьких участка. На пересечении этих аллей сверкает фонтан «Сноп». В маленьких квадратах-участках в круглых бассейнах на фигурных постаментах высятся четыре бронзовые золоченые статуи, вода из-под которых падает вокруг пьедесталов гадкими колоколами – отсюда и название: фонтаны-колокола. Скульптура, венчающая постаменты фонтанов-колоколов, отлита из бронзы и позолочена в 1817 году взамен прежних обветшалых свинцовых статуй. Это скульптуры «Сатир с козленком», «Аполлино», «Психея» и «Вакх».
С востока к Банному корпусу «Монплезира», Ассамблейному залу с кухнями примыкает Китайский сад. Он был распланирован в 1860 году по проекту архитектора Э. Гана в пейзажном стиле. Сад украшает скульптурная группа «Амур и Психея» и фонтан «Раковина».
Одно из украшений Петродворца – это фонтаны-шутихи. Первыми из фонтанов-шутих, сохранившихся до нашего времени, были два диванчика в Монплезирском саду. Особенность их состоит с том, что они включаются неожиданно и обливают гостей, присевших на диванчики. Еще две шутихи появились в Нижнем парке в конце XVIII – начале XIX века. В 1803 году из Верхнего сада в Нижний парк переносится искусно выполненное по рисунку К. Растрелли металлическое деревце “Дубок”. Во время войны фонтан был уничтожен и чудом восстановлен. Был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, первоначально построенный по проекту архитектора Ф. Броуэра в 1796 году. Невдалеке от Дубка” расположены фонтаны-шутихи “Елочки”, они были постоены в 1784 году.
В 1774-1775 гг. на участке, который назывался «менажерия», то есть «зверинец», архитекторами Ю. Фельтеном и И. Яковлевым вместо бывшего пруда устраивается императорская купальня, а в ее центре – фонтан, который обрызгивал купающихся. На высоком стержне укреплены два бронзовых диска с отверстиями по внешнему краю. В круглом постаменте установлено водяное колесо, благодаря которому стержень вращался. Диски сверкают на солнце позолотой, а вырывающиеся струи напоминают лучи. Поэтому фонтан называется «Солнце».
Реферат опубликован: 21/02/2007