Страница: 2/7
нальным образным решением, носят отпечаток тех или иных стилевых эпох.
Декоративно-художественная тема атлантов и кариатид возникла еще в ан -тичном зодчестве, но в те времена она получила ограниченное распространение .Однако с течением времени, с появлением новых видов конструкционных ма териалов и методов строительства, образы атлантов и кариатид стали все чаще применяться для декорирования конструктивных опор. Это расширяло арсенал декоративно-художественных средств архитектуры. Особо широкое распростра нение атланты и кариатиды получили в архитектуре 17- начала 20 века. Именно на этот период приходится градостроительное формирование центральной час- ти Петербурга, заложенного 16 мая 1703 года.
ГЛАВА 1
СТАВШИЕ ШЕДЕВРАМИ
1.1 Атланты Нового Эрмитажа
В 1837 году было принято решение на угловом участке , ограниченном Миллионной улицей и Зимней канавкой, построить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций – Нового Эрмитажа. Строительство , длившееся с 1839 по 1852 год осуществлялось под руководством мюнхенского архитектора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.
Чтобы главный фасад Нового Эрмитажа не уступал в объемах и декоре фасаду Зимнего дворца, насыщенному светотеневыми контрастами, было обращено особое внимание на его архитектурное и пластическое оформление, в котором главную роль играет скульптура. Центр здания оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов , исполненными скульптором А. И. Тербеневым. Имеющиеся архивные документы позволяют проследить творческий процесс формирования скульптурного образа атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика , в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и словно слились с ними в застывших позах.[1] В реальном портике Тербенев создал композицию не только пространственную, но и динамичную. Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представляют лишь один момент борьбы с тяжестью исполинского груза. Заменив предложенные Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор смог усилить художественную выразительность пластических образов путем более полной и последова- тельной проработки всех мышц и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения.
Красота и художественная выразительность этого архитектурно-декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.[2]
1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца
При возведении Екатерининского дворца (1751 – 1756) архитектор Ф. –Б. Растрелли использовал здание, стоявшее здесь еще с петровского времени, значительно увеличив и надстроив его. Дворец служит ярким примером удачного применения атлантов и кариатид в качестве одного из доминирующих средств декоративно-художественной организации архитектурных композиций.
Главный фасад дворца обращен в сторону парадного двора, центральная часть, обрамленная колоннами и пилястрами, имеет парадное крыльцо с широкими пологими лестницами. Колонны второго этажа поддерживаются снизу изваяниями атлантов. Их фигуры отмечены выразительностью пластического решения – упругим наклоном головы и мускульной напряженностью тел, сопротивляющихся тяжести колонн.
С не меньшим совершенством исполнены скульптуры кариатид на уровне второго этажа дворца, обрамляющие оконные проемы и образующие своеобразные наличники окон.
1.3 “ Нимфы” Адмиралтейства
Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 год архитектором А. Д. Захаровым на месте Адмиралтейской верфи, заложенной еще в 1704 году по проекту самого Петра 1. Скульпторам удалось в новом здании сочетать приемы классицизма с элементами зодчества начала 18 века, создав единственное в своем роде здание. Скульптура Адмиралтейства отличается многообразием пластических форм, каждая из которых по-своему способствовала формированию символического образа Адмиралтейства как центра морской твердыни – Петербурга.
Среди всего многообразия скульптур виднейшее место занимают две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства и называемые “Нимфы, несущие небесную сферу”. Эти группы, созданные скульптором Ф. Ф. Щедриным, представляют собой одно из наиболее оригинальных произведений всего адмиралтейского цикла. Скульптуры были вырублены из пудостского камня в 1812-1813 г.
Реферат опубликован: 12/12/2007