Атланты и кариатиды Петербурга

Страница: 3/7

Скульптору удалось создать уникальные по содержательности и пластической выразительности образы. Статные, полные силы и спокойствия фигуры нимф-океанид в античных одеждах отчетливо выделяются на фоне гладких стен Адмиралтейства.

1.4 Теламоны Инженерного замка

Среди многочисленных исторических и архитектурных памятников Петербурга особо выделяется Инженерный (или Михайловский) замок, расположенный в начале Садовой улицы. Архитектурное своеобразие замка вытекает прежде всего из того, что ни один из его четырех фасадов не повторяет другой.

Интересен северный фасад, обращенный в сторону Летнего сада. Центральная часть этого фасада, с обеих сторон фланкированная обширными ризалитами, на уровне второго этажа оформлена открытой террасой. В верхней части фасад завершается высоким аттиком , декорированным скульптурой и барельефами. Там есть поднятые на значительную высоту , шесть скульптур атлантов , поддерживающих карниз с балюстрадой аттика. Скульптуры эти, в отличии отостальных петербургских атлантов, традиционно называются теламонами Инженерного замка. Фигуры теламонов исполнены из пудостского известняка; высота каждого из них – 3,2 м., ширина – 0,9 м

1.5 Атланты и кариатиды особняка Демидова

На Большой Морской улице стоит богато оформленное небольшое здание , неизменно привлекающее внимание необычным для Петербурга видом фасада.

Этот трехэтажный особняк был возведен по проекту архитектора О.Монферрана, разработанному в 1836 году, для заводчика- миллионера П.Н.Демидова.

На уровне второго этажа установлен массивный и обширный мраморный балкон, поддерживаемый шестью полуфигурами атлантов и кариатид, выполненными из белого мрамора. Интересно и необычно образное и композиционное решение многофигурной группы, позволившее избежать впечатления однообразия. По углам балкона установлены две пары фигур –атлант и кариатида, развернутые на 90 градусов на обе стороны каждого из углов. Остальные две скульптуры размещены фронтально, фланкируя центральный въезд во двор здания. Разнообразие скульптурной композиции достигается также тем, что каждая фигура не является повторением другой, а имеет свое образное решение. Если бородатый атлант, стоящий слева от центрального въезда, изображен в спокойной, довольно раскованной позе, помогая поддержке балкона правой, запрокинутой за голову рукой, то левый, угловой атлант отличается большой напряженностью мускулов, он вынужден преодолевать давящие силы с помощью двух закинутых за голову рук. И наконец, совсем иначе решена скульптором фигура правого углового атланта: его силы уже на исходе, голова склоняется к левому плечу, двумя полуопущенными руками за спиной он еще пытается удержать непосильную ношу; и поза, и лицо его выражают усталость. Отлично выполненные из благородного материала крупные фигуры, вносят основную лепту в формирование выразительного облика центральной части фасада. В последующие годы художественные решения декоративного оформления особняка Демидова принимались за образец для многих новых построек.

ГЛАВА 2

БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ПОСТРОЙКИ

2.1 Особняк Мясникова

Возвратившиеся в творческий арсенал зодчих и скульпторов образы атлантов на первоначальном этапе периода эклектики использовались при оформлении богатых особняков и дворцов, общественных зданий. Именно в этот период был создан особняк И.К. Мясникова. Построенный архитектором А. П. Гемилианом в 1857-1859 годах на Знаменской улице (ул. Восстания) он выделяется на фоне рядовой застройки своим необарочным фасадом. Наряду с типичными для барокко ордером верхних этажей фасада, обильной лепниной, обширным балконом, здесь на уровне первого этажа установлены также две поясные фигуры атлантов, поддерживающих этот балкон.

Фигуры атлантов вылеплены выразительно, в традиционной манере, но их композиционное восприятие резко нарушается изогнутым навесом крыльца при входе в здание.

2.2 Дворец князей Белосельских-Белозерских

Дворец князей Белосельских-Белозерских построен в 1846-1848 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера и относится к числу первых в Петербурге примеров необарокко.

Оба фасада дворца (по Невскому проспекту и набережной Фонтанки) украшены на уровне второго этажа колоннами и пилястрами. Колонны поддер живаются поясными фигурами атлантов с обнаженными торсами. Полусогну тыми, закинутыми над головой руками они стараются уменьшить нагрузку на плечи. Фигуры атлантов изготовлены из терракоты по моделям скульптора Д. И. Иенсена.

Реферат опубликован: 12/12/2007