Страница: 3/5
Познание духовности человека, опознание исторических координат его бытия составляет основу богатого реалистического метода БАТД. Это богатство в 1955-1985 гг. щедро пополнилось из арсеналов опыта многонационального театра СССР, прежде всего, русского. Мастера искусства постановки Л.М.Прозоровский, А.М.Лобанов,А.Д.Дикий, Ю.А.Завадский, Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос и другие стали наставниками башкирского артиста. Вместе с тем гегемония традиционного реализма в художественном творчестве БАТД не закрывает доступа для параллельных поэтических течений и иных колористических эффектов в мировом искусстве. В эстетику БАТД поступательно вписались идейно-художественные искания и обретения мирового театра от Брехта до Брука, от Сартра до Ионеско, от Роже Гароди до Гротовского и А.А.Васильева.
На пороге нового столетия, нового тысячелетия академический театр Башкортостана вновь гадает свою судьбу. С распадом коммунистической системы для БАТД, как и для его публики, конец ХХ в. стал временем поистине тектонических превращений. Через многомерную эстетическую мысль, с помощью развитого инструмента современной театральной поэтики театр стремится установить заветное место национального духа на дуге мировой культуры.
Отныне актуальный образ мышления башкирской сцены открыто и тесно примыкает ко множеству идей, коренящихся, в равной мере, в реализме, модернизме, мифологии и их валерных отношениях. Программа БАТД, как живой организм, воплощает собой целостность и непрерывность исторического развития национального искусства. Таким образом, эстетика БАТД сегодня, как жизнь человека в вере, открыта в обе стороны бытия. Театр по-прежнему играет всего Мустая Карима, и национальные знамения старым порядком манят его как знак провидения. Вместе с тем, заповедное место на его афише занимает первое перо современной башкирской театральной литературы Флорид Буляков (Государственная премия РФ 1996 года за трагифарс “Отчаянная, или Бибинур, ах,Бибинур!…”), творчество которого обращено ко всей системе поэтических ценностей мирового театра. А такие спектакли БАТД последних лет, как “Камикадзе” и “…Шаймуратов-генерал…” по пьесам того же Булякова, “Любви все возрасты покорны” Н.Гаитбаева, “Ночной гость” Ф.Богданова, “Израненная судьба” Н.Асанбаева, “Птицы возвращаются к гнездам” Ш.Рахматуллина, а также – “Филумена Мартурано” Э.Де Филиппо, “Собака на сене” Лопе де Вега, “Таланты и поклонники” А.Н.Островский равным образом черпают из сокровищниц общечеловеческой культуры… Театр совершенно волен в своем выборе. Ибо цель его жизни – башкирский народ, его свобода, его земное благоденствие, его культура. Вот что – главное!
Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури - один из старейших флагманов башкирского национального искусства. Созданный в 1919 году, коллектив театра сразу стал центром внимания со стороны зрителей, культурной общественности и профессиональной критики. Его опыт, традиции, естественно, имеют основу центростремительных темпов ХХ в., вобравшего в себя и великие надежды, и великие свершения, и великие нравственные и социальные переломы.
Репертуар театра во все годы его существования формировался по четырем кардинальным направлениям - освоению национальной классики, зарубежной и русской, современной отечественной пьесы. Особые страницы репертуарной биографии театра связаны с именем народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Именно на сцене родился драматург М.Карим, многим пьесам которого была уготована выдающаяся судьба.
Коллектив театра - любимец не только уфимской публики, его знают и в самых отдаленных уголках родной республики и далеко-далеко за ее пределами. Первые большие гастроли театра состоялись еще в 1922 году в Петрограде, а с 1927 года регулярно театр представляет свое творчество в Москве, Петербурге, крупнейших театральных центрах страны, таких как
Казань, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и т.д., в столицах бывших союзных республик и за рубежом. В 1935 году театр получает звание академического. В 1970 году награждается орденом Трудового Красного Знамени. В 1971 году театру присваивается имя Мажита Гафури. Спектакли театра - постоянные участники Республиканских, Российских и Международных театральных фестивалей, их лауреаты и дипломанты.
Башкирский академический театр всегда концентрировал в себе лучшие творческие силы башкирского народа. Его труппа всегда была уникальна и пользовалась любовью зрителей разных поколений.
Отметив 4 декабря 1999 года свое восьмидесятилетие, коллектив театра не только распахнул двери своего нового уникально оснащенного и редкого по красоте здания, но и вышел на новый виток своих художественных достижений.
Сегодняшний облик Башкирского академического театра - это не только верность и преданность лучшим традициям актерской и режиссерской школ, выработанным десятилетиями вдохновенного труда. Это еще и поиск новых художественно - эстетических путей в театральном искусстве, постоянное формирование новых актерских сил, своеобразного, присущего только этому театру репертуара.
Реферат опубликован: 17/12/2007