Страница: 9/11
У жениха дома в это время собирался свадебный поезд: дружко, поджанишник, дядья, тётки, братья. Всю дорогу поезжане обязательно пели песни Появляется поезд .Жених с поезжанами входят в дом, его встречает тёща с хлебом-солью, за накрытыми столами сидит невеста в окружении подруг, перед ней на столе - льняная коса. Косу эту по традиции надо выкупить - сколько запросят. Продаёт её у брянских белорусов младшая сестра, у украинцев - брат, или - подневестницы. Выкупают потом место рядом с невестой.
Иной жених побойчее через стол или под стол - и к невесте.
За столы садятся жениховы родственники, угощаются и собираются ехать к венцу. Мать девушки с иконой встаёт у порога - благословить молодых. Дорогу перекрывают односельчане: ставят хлеб-соль и заставляют выкупать угощением, стреляют из ружья в небо, требуя "оплатить" проезд. На дворе у дома жениха под песню молодых встречает хлебом новоиспечённая свекроввь.
Все гости входят, рассаживаются за столы, начинается свадебный пир в доме жениха.
После того, как гости выпьют по второй рюмке, начинается "дарованье": сначала молодая одаривает близких и родных.
После этого дарят молодожёнов - кто деньгами, кто скотом, тканью, хозяйственными принадлежностями. Дружко в это время режет свадебный каравай, наделяя каждого дарующего куском. Перед тем, как "порушить" украшенный хлеб, его "величают".
До позднего вечера идёт гулянье, молодые за столом у брянских тоже ели, - потом невесту начинают "разряжать": снимают с головы венок, отдают младшей сестре жениха или подневестнице-свидетельнице, которая тоже присутствует на пиру у жениха. Волосы разбирают на две части, заплетают в косы, укладывают венком на голове и повязывают платок узлом под подбородок. Во время совершения окручивания снова поют.
Вскоре после этого молодых уводят спать, в скором времени постепенно расходятся и гости.
тром они вновь спешат в дом жениха на молодухины блины. Раньше такие блины должна была печь с утра сама молодка, но чаще всего ей помогали свекровь, золовки, а то и вовсе обходились без неё.
Гости за каждый блин платили, а затем обсмеивали молодую: кто в середине дырку прокусит и говорит, что у неё все блины рванные, кто золы насыплет и хохочет, что она замарашка. Обижаться на такие насмешки не полагалось.
Ехали с угощением к "сватам" - родителям невесты - поздравлять с хорошей дочерью, - если та была "честной".
Весь понедельник продолжалась свадьба: то устраивали молодым шуточные испытания: например, насыпали на полу мусор вперемешку с деньгами - невеста должна мусор вымести, а деньги собирать в подол, а гуленцы ещё снизу по подолу стукнут - и всё начинай сначала. Испытывали и жениха: вгоняли в чурку молотком серебряный рубль - вытаскивай зубами! Или бумажные деньги по углам, на потолок налепят - доставай!
Мало кто из гуляк успокаивался и на третий день; с утра шли к невесте - лавки мыть, - опять же требовали угощения. Потом отправлялись по дворам тех, кто гулял первые два дня, требовали с них кур и в случае отказа грозились передушить всех, кого поймают. Собранных птиц несли молодой, одну рубили на куриную лапшу и опять гуляли.
Великокняжеские, а в последствии царские свадьбы начинались смотром девиц. Собирали из разных мест девиц дворянских фамилий, и царь смотрел на них и выбирал из них ту, которая ему нравилась. Когда великий князь Василий Иоаннович собирался жениться, то на смотр ему предоставили полтысячи девиц. Иоанн Васильевич Грозный приказывал князьям, дворянам и детям, боярским отовсюду свозить своих дочерей-девок.
При втором бракосочетании царя Алексея Михайловича девицы были собраны в дом Артема Сергеевича Матвеева, и царь, в противность принятому издавна обычаю не посещать домов своих подданных, смотрел на них в окошко из потаенной комнаты. Он выбрал трех и приказал доверенным женщинам освидетельствовать их душевные и телесные достоинства. И потом уже, по рекомендации этих смотрительниц, избрал Наталью Кирилловну. Избранную царскую невесту брали во дворец, облекали в драгоценные одежды, нарекали царевною, причем она жила до самого брака в совершенном отчуждении от царя. Сам царь до бракосочетания имел право только раз видеть свою невесту.
В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравление. По четырем углам комнаты втыкали по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока. В царских свадьбах на кровати сперва настилали снопы, (число их было тридевять, то есть 27). На снопы клали ковер, а на него перины. На свадьбе Михаила Федоровича было положено семь перин одна на другую. На перины клали изголовье и две подушки; на подушку натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковой простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочено из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавески; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. На царских свадьбах сенник устраивали во дворце. Между тем и у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили стол.
Реферат опубликован: 26/04/2006