Страница: 1/4
КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
(С-ПЕТЕРБУРГ, 5.09.1874 — МОСКВА, 2.01.1954)
После окончания реального училище в Петербурге в 1891 г. поступил в ИГИ. Выпущен в 1896 г. со званием гражданского инженера. В 1897-1898 гг. завершил образование в Берлинском Политехникуме, прослушав курсы лекций местных ученых в области строительной механики: Мюллера-Бреслау, Брандта, Дитриха и др. Затем совершил ознакомительную поездку по Италии, где смог в натуре увидеть вдохновенные конструкции великого Гварино Гварини. По возвращении в Москву работал помощником в мастерских крупнейших мастеров московского модерна Л.Н.Кекушева и Ф.О.Шехтеля в 1899 г.). В частности, помогал Шехтелю на строительстве доходного дома Строгановского училища (1904-1906гг.) С 1900г. начал самостоятельную архитектурную практику.
Самое значительное место в творчестве К. принимают промышленные сооружения. Однако в первые годы своей деятельности он выстроил и отделал несколько уникальных особняков для богатой купеческой семьи Морозовых. Дома Евсения Ивановича Морозова и его сыновей Петра и Сергея в Глуховском парке (рядом с принадлежавшей им Богородско-Глуховской мануфактурой) и ансамбль построек усадьбы Николая Давидовича Морозова недалеко от подмосковного Крюкова составляют уникальную в стилистическом отношении группу построек московского модерна, восходящую к эстетике английских коттеджей. Особенно четко эта ориентация проявлена в глуховских домах объемно-пространственная композиция которых продиктована внутренней структурой, облик почти лишен декоративных элементов. Впрочем, их выразительные высокие вальмовые кровли обнаруживают и еще одну возможную стилистическую параллель — американские коттеджи и бунгало рубежа веков, приковывавшие в то время внимание европейцев. Однако и облик и построение также в своей основе восходили к английским загородным домам.
Европейская ориентированность К. была словлена не только соответствующими традициями в московской архитектурной среде, но и личными качествами — любознательностью, желанием всегда быть в курсе новых достижений архитектуры и строительной техники. Зодчий старался ежегодно ездить в Германию и другие страны, где знакомился с новинками воочию.
Внешняя и внутренняя отделка глуховских построек основывалась на контрасте темного дерева (кронштейны кровли, оконные рамы, двери, подоконные филенки и т.д.) и белых оштукатуренных поверхностей. Элегантная простота сочеталась в них с рациональностью внутреннего убранства, заданного заказчиками (например, в центре дома А.И.Морозова располагалась старообрядческая моленная), и тонкой прорисовкой немногочисленных декоративных элементов. Новаторский характер их архитектуры подтверждает и то, что в отделке фасадов дома П.А. и С.А. Морозовых К. применил накладные деревянные резные подоконные филенки, рельефный геометрический орнамент которых впервые в московском зодчестве продемонстрировал мотивы зарождавшегося Ар Деко.
Среди обозначенных зданий самой роскошной и архитектурно проработанной была композиция усадебного дома Н.Д.Морозова в Льялове, которую можно связать не только с английскими и американскими коттеджами, но и с немецкими или голландскими виллами конца XIX в., опосредованно использовавшими приемы своего романо-готического архитектурного наследия. (Заметим, что английские готические мотивы были положены К. и в основу решения здания Московского Политехнического общества — первого московского произведения К.)
Реферат опубликован: 19/12/2006