Страница: 2/6
Напротив казармы – на той стороне Большой Невки, на рабочей Выборгской стороне, - виднелись выложенные из тёмно-красного кирпича широкие заводские стены. Обитатели офицерской казармы каждый день могли видеть поток “чумазых”- рабочий люд шёл по этой и по той стороне Невки. Будущий автор “Двенадцати” с детских лет видел однородную массу рабочих, которая казалась то хаотичной, то покорной гудку, то в ней обнаруживалась внутренняя организованность, более гибкая по сравнению с военной дисциплиной.
С 1891 года Александр Блок начал ежедневно посещать старое каменное трёхэтажное здание Введенской гимназии. Известно, что на вопрос матери о впечатлениях от первого дня в гимназии он ответил: “Люди”. Шумная многочисленная компания незнакомых мальчиков неприятно поразила Блока. Учили в гимназии, как вспоминал позднее Блок, “почти исключительно грамматикам”. “Учили свирепо”. Именно во Введенской гимназии у Блока пробудился поэтический вкус к латыни. Но учился он чуть выше среднего уровня.
В мае 1897 года, окончив предпоследний класс гимназии, Блок вместе с матерью и тёткой уехали на немецкий курорт Бад Наугейм. Здесь он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской, женщиной намного старше его. Встречи, с которой потом возобновились в Петербурге.
1897/98 учебный год был последним. Юноша среди своих товарищей – Гуна и Фосса – читал стихи о любовных страстях, о свободе духа, получая полную поддержку от слушателей. Стихотворение “В тихий вечер мы встретились…”, входящее в цикл “Через двенадцать лет”, посвящённое Садовской, имеет и топографическое указание: Елагин остров.
В тихий вечер мы встречались
(Сердце помнит эти сны).
Дерева едва венчались
Первой зеленью весны.
Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея
В сны и тени навсегда.
В стихах Блока 1898-1899 годов, адресованных Садовской, появляется впервые тема Петербурга. Северная столица обрисована, точнее, названа суммарно – это город вообще. Только иногда поэт называет что-то конкретное. Например, в одном из стихотворений упоминается Нева.
Петербургская тема в ранних стихах поэта связана с обликом ночи. Образы луны, фонарей, мрака сопутствуют переживаниям героя. Блок изображает как бы временную любовь, имеющую свой короткий путь, свой регламент встреч. Чувства героев неполны и преходящи, что болезненно сознают сами влюблённые.
В этой любви, отравленной предчувствием разлуки, нет полноты блаженства, детской безмятежности, нет того, что, как казалось Блоку, он испытывал в Бад Наугейме. Всё, что обрёл он у озера, на аллеях парка в безмятежные дни летней свободы, то потерял на холодных улицах Петербурга, где тьма живёт дольше, чем свет. “Я люблю вас тайно, тёмная подруга…”
“Дни свиданий, дни раздумий…”
Получив гимназический аттестат, Александр Блок в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. И он вновь оказался в тех местах, где началось его детство. Из окон университетского коридора были видны ректорский дом и старые деревья ботанического сада.
После окончания гимназии, освободясь от её нудного распорядка и педантичных предписаний, молодой Блок с удовольствием предался (скорее в воображении, чем в действительности) так называемой светской жизни. Он вдруг сделался, по его позднейшему признанию, “франтом”. Перенял замашки аристократов, держался как светский лев и “завидовал какому-то болтуну – кн. Тенишеву”, как с насмешкой писал позднее.
Увлечение театром в юности – черта общая для художественно одарённых натур. Страсть к театру была и у молодого Блока. В 1895 году в Петербурге начал свою деятельность “Театр литературно-артистического кружка” (он же Суворинский, или Малый, театр). Блок посещал спектакли нового театра в его лучшую (начальную) пору, когда в инсценировке романа Достоевского “Преступление и наказание” играли П. Орленев (Раскольников), Л. Яворская (Соня), К. Бравич (Свидригайлов), В. Далматов (Мармеладов), когда ставились “Макбет”, “Король Лир” Шекспира и “Борис Годунов” Пушкина. В 1898-1990 годах Блок, покорённый талантом В.П.Далматова, посещал все спектакли с участием этого актёра в театре на Фонтанке. Он видел в Далматове настоящего художника, человека-ариста, который и жизнь вне сцены переживал как театральную и очень значительную роль. Желая испытать свои силы на настоящей сцене, Блок вступил в Петербургский кружок актёров-любителей. Где Александр Блок в зале Павловой вместе с дочерью учёного Д.И. Менделеева разыгрывали отрывки из “Гамлета” перед местными крестьянами летом1998.
Реферат опубликован: 25/07/2007