Страница: 4/6
В осенних стихах 1901 года пространство города ощущается сильнее, чем в весенних. Разнообразие города, его пестрота и многолюдность воспринимаются поэтом в одном цвете. Город выглядит серой, мёртвой массой, не имеет лица, тягостно уныл. Однако он сам, как и его лирический герой первой книги, испытывает прилив жизненных сил. В ранней лирике поэта образы города большей частью связаны с настроением душевной смуты. В стихах 1903 года драматизм не исчезает, более того – разрастается. Драматизм городской лирики вызывался не только напряжённостью встреч влюблённых, но и самим городом: контрастами окраин и центра, социальной несправедливостью. В стихах 1903 года выражено предчувствие скорой катастрофы. Городской пейзаж стал сложен, носит исключительно сумрачный характер. “Бегают бледные, старые и молодые, люди, предчувствуют перевороты”, - писал Блок Менделеевой.
Город в первой книге поэта фантастичен, его архитектура и жители лишь иногда обнаруживают сходство с Петербургом и петербуржцами. И Блок хотел уловить петербургский колорит исходя из позиции “мистического реализма”. К фантастическому в городе относится такой трагикомический персонаж, как чёрный человек, который любит вечерние улицы и площади и плачет при виде серого города днём (“По городу бегал чёрный человек…”). Рядом с подобным сказочным городским гномом живёт властелин пространства, – летающий человек (“Мой месяц в царственном зените…”). На улице можно встретить карнавально пёстрых Коломбину, Пьеро. Город видится поэту в чёрном цвете – и люди, и улицы, и дома. В этом отношении характерным является стихотворение “Статуя”, одно из немногих в творчестве поэта, где закреплены классические, всемирно известные черты Петербурга. Поэт пишет о красивейшем месте невской столицы – Аничковом мосте через Фонтанку.
Свадьба Александра Блока и Любови Дмитриевны состоялась летом 1903г.
“Открытая даль”
Женившись, А.Блок остался жить в офицерском корпусе Гренадских казарм. А в начале 1904 он с женой поехали в Москву, это несколько запоздалое свадебное путешествие. Находясь там Блок сравнивал два города. И всегда Петербург оказывался хуже Москвы. Друзья Блока – Андрей Белый и Сергей Соловьёв – всеми силами поддерживали увлечённость гостя Москвой. Столица на Неве представилась городом мглы, болотным “бугром”. Москва же была “градом” со сказочными теремами, освещёнными ясной чудо зарёй. “В Москве счастье за облачком, - говорил Блок, - в Петербурге за чёрной тучкой”.
Жизнь Петербурга, по Блоку, имеет два цвета: серый и красный. Серый – это паучий цвет гибели, высасывающий и красный. Серый – это и цвет времени, однообразно проходящих дней. У Блока есть стихи о людях потонувших в сером. Красный цвет – безумное беспутство, пьяное веселье, отчаянье и блуд.
Блещут искристые гривы
Золотых, как жар, коней,
Мчатся бешеные дива
Жадных облачных грудей,
Красный дворник плещет вёдра
С пьяно-алою водой,
Пляшут огненные бёдра
Проститутки площадной…
Но Блок открыл для себя удивительную красоту столицы осенью 1905 (18 октября – манифест НиколаяII о “даровании” конституции). В эти октябрьские дни город предстал перед поэтом не чудовищным пауком, а чудной сказкой, средоточением культурно-исторических ценностей. Впечатления от Петербурга в годы первой русской революции выразились и в лирической драме “Король на площади”. Революционные события 1905-1907 годов и соединённые с ними перемены в личной жизни обострили у поэта чувство “вольной Руси”, придали ему зрелость, силу.
Переменами в личной жизни явилось то, что он горячо и безоглядно влюбился в молодую актрису театра Комиссаржевской Наталью Николаевну Волохову. Об этом приобщении к “тёмной и страшной стихии – стихии любви” рассказывает книга поэта “Снежная маска”, изданная в 1907 году. Пришедшую любовь Блок сравнивает с вьюгой, с петербургской зимней стихией. Никто в русской поэзии не передал вьюжную пляску, сверкание и сияние снега в ночи. И никто из поэтов не соединял описание зимнего холода, вьюги с любовью к женщине.
В книге нет сколько-нибудь развёрнутых городских картин. Однако поэт говорит о “морозно пышном” городе, о его холодных северных ночах. Город кажется ему бесконечным, необъятным, непостижимым, как любовь. В стихотворении появляются рядом Снежная дева и Сфинкс не невской набережной – образы внутренне родственные между собой и связаны с третьим – с образом города.
Реферат опубликован: 25/07/2007