Страница: 4/7
изображенное на ней предстает так,как живет оно в вечной пямяти людей.А в
центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на
руках,нежно прижавшимся к ее щеке.Изображение Марии и младенца в позах
взаимного ласкания - распостраненный в византийском искусстве тип изображения
- по гречески называлось "Елеуса",а по русски обозначалось как "Умиление".Как
и всегда с ранних христианских времен,Мария изображена закутанной в темно-
вишневый плащ - мафорий - одежду замужных палестинских женщин,а на мафории -
звезды,знаки ее девства,чудесно сохраненного "до рождества,в рождестве и по
рождестве".Древнейшим,неизменным представлением о внешности Марии
соответствуют здесь черты Богоматери,их можно описать словами древнего
апокрифа,которые гласили,что у Марии "лик был смуглый и овальный,волосы цвета
спелой пшеницы,рот алый,глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью
источены".Прижимая к себе правой рукой младенца Сына,мягко склонившись к нему
головой,левую руку простирает к нему Мария в жесте моления:пронзенная своей
материнской скорбью за него,она к нему уже несет свою печаль,свое извечное
заступничество за людей.и способным разрешить материнскую печаль,ответить на
ее молитву изображен здесь младенец Сын : в его лике,в его обращенном к матери
взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая,неизреченная мудрость.
Золотым ассистом - знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка,
а через плечо по ней проходит клав - особая полоса,традиционный византийский
символ царской власти,ставший и символом власти "Небесного Царя".Полный
младенчекой любви и нежности к Матери,Сын одновременно преисполнен силы и
мудрости вочеловечевшегося от нее Владыки мира,черты которого твердо и ясно
проступают в его облике.
5) Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение - принесение архангелом Гавриилом "благой вести" Деве Марии о
рождении,о воплощении от нее Спасителя - этого важнейшего,согласно
христианскому вероучению,события на пути спасения рода людского.В честь
этого события с древнейших времен весной,25 марта (7 апреля по новому стилю)
справлется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,входящий в число
двунадесятых.Широко и разнообразно (в стенных росписях,в иконописи)
изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве.
До наших дней дошли образы благовещения начиная с самого раннего,
домонгольского периода древнерусского искусства.И в их числе не только
фресковые изображения,сохранившиеся в храмах той эпохи.На сюжет Благовещения
написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон "Благовещение
Устюжское",принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее,
датируемая XII веком.Свое имя эта икона,созданная,очевидно,новгородским
художником,получила в связи с легендой,что ее вывез в Москву из Устюга
в XVI веке Иван Грозный.И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы
естественнее всего начать рассказ об образе Благовещения в искусстве Древней
Руси.
В основе "Благовещения Утюжского" лежит очень простой и очень древний извод,
входящий даже не к византийскому,а к раннехристианскому искусству.Крупно,в
полный рост,почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события
- принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица.Никаких
предметов и деталей,обозначающих место действия,ничего отвлекающегося от них
внимания здесь нет.Спокойно,недвижимо стоит архангел Гавриил,опущены его
золотые крылья.Но он чуть повернулся к Богородице,и его правая рука поднята
в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак
принесенной им вести,переданной благодати.Прямо перед собой смотрит стоящая
на невысоком подножии Богородица,но голова ее наклонена в сторону архангела
Гавриила в знак того,что внимает она принесенной им вести,обретает
принесенную им благодать.И как зримый итог этого обретения - изображен на ее
груди,поверх складок мафория,обнаженный младенец,на которого указует она
правой рукой.И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи;кудель
Мария держит в левой руке - как таинственное "прядение" из материнской крови
плоти младенца истолковывалось топрядение ею пурпура,о котором говорит
придание.Вверху,над архангелом Гавриилом и Марией,в синем "небесном
сегменте" изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса
Христа,но с седыми волосами - "Ветхий День ",и синий луч,нисходящий на
Реферат опубликован: 30/10/2008