Москва - III Рим,а четвертому не бывать

Страница: 4/7

изображенное на ней предстает так,как живет оно в вечной пямяти людей.А в

центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на

руках,нежно прижавшимся к ее щеке.Изображение Марии и младенца в позах

взаимного ласкания - распостраненный в византийском искусстве тип изображения

- по гречески называлось "Елеуса",а по русски обозначалось как "Умиление".Как

и всегда с ранних христианских времен,Мария изображена закутанной в темно-

вишневый плащ - мафорий - одежду замужных палестинских женщин,а на мафории -

звезды,знаки ее девства,чудесно сохраненного "до рождества,в рождестве и по

рождестве".Древнейшим,неизменным представлением о внешности Марии

соответствуют здесь черты Богоматери,их можно описать словами древнего

апокрифа,которые гласили,что у Марии "лик был смуглый и овальный,волосы цвета

спелой пшеницы,рот алый,глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью

источены".Прижимая к себе правой рукой младенца Сына,мягко склонившись к нему

головой,левую руку простирает к нему Мария в жесте моления:пронзенная своей

материнской скорбью за него,она к нему уже несет свою печаль,свое извечное

заступничество за людей.и способным разрешить материнскую печаль,ответить на

ее молитву изображен здесь младенец Сын : в его лике,в его обращенном к матери

взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая,неизреченная мудрость.

Золотым ассистом - знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка,

а через плечо по ней проходит клав - особая полоса,традиционный византийский

символ царской власти,ставший и символом власти "Небесного Царя".Полный

младенчекой любви и нежности к Матери,Сын одновременно преисполнен силы и

мудрости вочеловечевшегося от нее Владыки мира,черты которого твердо и ясно

проступают в его облике.

5) Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение - принесение архангелом Гавриилом "благой вести" Деве Марии о

рождении,о воплощении от нее Спасителя - этого важнейшего,согласно

христианскому вероучению,события на пути спасения рода людского.В честь

этого события с древнейших времен весной,25 марта (7 апреля по новому стилю)

справлется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,входящий в число

двунадесятых.Широко и разнообразно (в стенных росписях,в иконописи)

изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве.

До наших дней дошли образы благовещения начиная с самого раннего,

домонгольского периода древнерусского искусства.И в их числе не только

фресковые изображения,сохранившиеся в храмах той эпохи.На сюжет Благовещения

написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон "Благовещение

Устюжское",принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее,

датируемая XII веком.Свое имя эта икона,созданная,очевидно,новгородским

художником,получила в связи с легендой,что ее вывез в Москву из Устюга

в XVI веке Иван Грозный.И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы

естественнее всего начать рассказ об образе Благовещения в искусстве Древней

Руси.

В основе "Благовещения Утюжского" лежит очень простой и очень древний извод,

входящий даже не к византийскому,а к раннехристианскому искусству.Крупно,в

полный рост,почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события

- принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица.Никаких

предметов и деталей,обозначающих место действия,ничего отвлекающегося от них

внимания здесь нет.Спокойно,недвижимо стоит архангел Гавриил,опущены его

золотые крылья.Но он чуть повернулся к Богородице,и его правая рука поднята

в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак

принесенной им вести,переданной благодати.Прямо перед собой смотрит стоящая

на невысоком подножии Богородица,но голова ее наклонена в сторону архангела

Гавриила в знак того,что внимает она принесенной им вести,обретает

принесенную им благодать.И как зримый итог этого обретения - изображен на ее

груди,поверх складок мафория,обнаженный младенец,на которого указует она

правой рукой.И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи;кудель

Мария держит в левой руке - как таинственное "прядение" из материнской крови

плоти младенца истолковывалось топрядение ею пурпура,о котором говорит

придание.Вверху,над архангелом Гавриилом и Марией,в синем "небесном

сегменте" изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса

Христа,но с седыми волосами - "Ветхий День ",и синий луч,нисходящий на

Реферат опубликован: 30/10/2008