Страница: 6/7
Московского Кремля вместе со знаменитым Феофаном Греком и старцем Прохором с
Городца,предполагаемым учителем Рублева.Аспустя 3 года мы видим его с
живописцем Даниилом Черным и "сотоварищи" -дружных помощников,пишущих фрески
и иконы в Успенском соборе во Владимире.Московский Благовещенский собор -
великокняжеский дворцовый храм.Владимирский Успенский собор - один из
наиболее посещаемых в Древней Руси храмов,предмет неустанных попечений
великих князей московских;в 1408 году утрачены части его росписей XII века
должны были заменить новыми фресками но по велению Василия Дмитриевича,сына
Дмитрия Донского.Разумеется к выполнению столь отечественных заказов не
могли привлечь неизвестных или малоизвестных мастеров.
Как протекала жизнь Рублева по возвращению из Владимира в Москву,теперь
никому не ведомо.Можно лишь сказать,что,видимо,во втором десятилетии XV века
он написал лучие свои произведения : так называемый "Звенигородский чин" -
сохранились лишь поясные изображения Спаса,архангела Михаила и апостола
Павла,и знаменитая икона "Троица".А во второй половине 1420-х годов,если не
участие,то под непосредственным наблюдением был "устроен" иконостас
Троице-Сергиева монастыря.Возможно,иные иконы - их авторы явно старались
держать манеры Рублева - старый мастер местами прошел своей кистью.Умер
художник между 1427 и 1430 годом,успев перед смертью расписать собор
Спасо-Андронникова монастыря (сохранились лишь некоторые орнаменты в оконных
нишах.В этой обителив весьма преклонном возрасте,давно "седины честные имея"
нашел "Андрей - иконописец" и место вечного успокоения.
В наши дни Спасо-Андронников монастырь превращен в музей-заповедник Андрея
Рублева - почтительная дань великому мастеру средневековья.
Те современники художника,кому посчасливилось с ним близко соприкасаться,
единодушны в своих характеристиках.Говорили что он был человеком тихим и
кротким,"всех превосходящий в мудрости земной","мужик в добродеятели
совершенном".Эти качества ума и сердца наложили отпечаток и на его искусство
глубокое,чисое,просветленное.А время,когда выпало жить Рублеву,время
озаренное отблесками славной победы на Куликовом поле,повидавшие поколение
героев и мыслителей определило интерес к человеческой милости или точнее,к
душевному миру человека.
Феофан Грек
Феофан,как показывает его прозвище "Грек",родом из Византии,но прожил он на
Руси лет тридцать,здесь и умер.Все,что было создано им за десятилетия,также
неотделимо от русского средневековного искусства,как скажем,произведения
отца и сына Растрелли от русского искуства XVIII века.
Сведения о Феофане имеются в трех летописных упоминаниях и в одном письме.
Год рождения неизвестен,день смерти - тоже.Можно лишь предположить,что умер
он после 1405 года - последний год,под которым имя художника упоминается в
летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов.Смерть
застала его,несомненно в преклонном возрасте,ибо Феофан приехал на Русь,
случилось то в 70-х годах XIV века,в ресцвете таланта,полный сил,успев до
того,если верить источнику,расписать у себя на Родине более сорока церквей.
Наиболее полно рисуется образ Феофана в только что упомянутом письме.Быть
может потому,что оно носит частный характер и написано не равнодушной рукой,
а человеком,близко знавшим художника - Енифанианом Пpемудpым.Тем самым кто
указал на непpивычную pусскому глазу особенность метода византийского мастеpа
- писать без обpазцов.Именно из этого письма мы узнаем о том,сколько хpамов
и где pасписал Феофан,в каких гоpодах он pаботал на Руси.Узнаем,чем
занимался он также иконописью,не чужд был и искусства книжной миниатюpы,да
во всем этом дpугих пpевзошел.И не знали люди чему больше двигаться;блеску
ли его книжному богатству или художественного вообpажения,живости ли его
хаpактеpа или мудpости pечей.Тем печальнее,что в наследство нам досталось
немногое.Из монументальных pосписей - фpески цеpкви Спаса на Ильеме в
Новгоpоде и несколько икон.Пpи этом оговоpимся;лишь те из них,что пpоисходят
из иконостаса Благовещенского собоpа в Кpемле,не вызывают никаких сомнений
в имени их автоpа.Глядя на фpески Спасской цеpкви в Новгоpоде,с тpудом
веpишь,что они выполнены в XIV веке.Какая своеобpазная pомантистская манеpа
письма,пpедельно обобщенная,вpеменами почти эскизная.Здесь нет яpких кpасок
Художник пpедпочитал pазличные теплые оттенки желтых и коpичневых цветов,
Реферат опубликован: 30/10/2008