Страница: 1/5
План:
1. «Семейная идея» Л. Н. Толстого
2. «Война и мир»
3. Первоначальный текст. Внешность Пьера
4. Образ Наташи
5. Эпизод из деревенской жизни Наташи
6. Первая встреча князя Андрея и Наташи
7. Смерть князя Андрея
8. Сюжетная линия
9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей
10. Заключение (вывод)
11. Почему я выбрала эту тему?
Несколько секунд они молча
смотрели в глаза друг
другу, и далекое, невозможное
вдруг стало близким, возможным
и неизбежным.
Л. Н. Толстой.
1. «Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих. В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.
«Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге – Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.
2. «Война и мир» – это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе. Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объёмно.
3. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах». «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою «бессмертную душу». «Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…»
А каким он предстаёт в окончательном варианте?
«… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках…» с умным, робким, наблюдательным и естественным взглядом.
Какой можно сделать вывод?
- В романе дается более сдержанное и краткое описание.
Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское начало в нём как бы отступает. «Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…»; «… говорил быстро, оживлёно»; «Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть своё волнение»; «… часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами». Здесь видна только его душа, светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.
4. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.
Реферат опубликован: 13/03/2010