"Семенная идея" в творчестве Льва Николаевича Толстого

Страница: 1/5

План:

1. «Семейная идея» Л. Н. Толстого

2. «Война и мир»

3. Первоначальный текст. Внешность Пьера

4. Образ Наташи

5. Эпизод из деревенской жизни Наташи

6. Первая встреча князя Андрея и Наташи

7. Смерть князя Андрея

8. Сюжетная линия

9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей

10. Заключение (вывод)

11. Почему я выбрала эту тему?

Введение

Несколько секунд они молча

смотрели в глаза друг

другу, и далекое, невозможное

вдруг стало близким, возможным

и неизбежным.

Л. Н. Толстой.

1. «Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих. В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.

«Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге – Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.

2. «Война и мир» – это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе. Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объёмно.

3. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах». «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою «бессмертную душу». «Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…»

А каким он предстаёт в окончательном варианте?

«… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках…» с умным, робким, наблюдательным и естественным взглядом.

Какой можно сделать вывод?

- В романе дается более сдержанное и краткое описание.

Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское начало в нём как бы отступает. «Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…»; «… говорил быстро, оживлёно»; «Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть своё волнение»; «… часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами». Здесь видна только его душа, светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.

4. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.

Реферат опубликован: 13/03/2010