Страница: 2/5
«Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна.
…Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней. Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба – платья».
Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И, вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность проследить более сложный путь развития и становления характера. Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно дружен с Таней. Он любил слушать её пение, часто сам аккомпанировал ей на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте. «Прелесть наивности эгоизма и чутья», «милая, беснующая, энергическая натура», «прелестная натура и сердце» – так отзывался он о ней в дневнике и в письмах. Писатель использовал некоторые эпизоды из её жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый эпизод.
«Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
- Видите? Кукла… Мими.… Видите?».
«Борис, улыбаясь, шёл за нею.
- Какая же это одна вещь? – спросил он. Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла её в руки.
- Поцелуйте куклу, - сказала она».
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».
5. В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности.»
Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много объясняющее в становлении внутреннего мира героини. Возможно, потому, что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их душевные тончайшие движения.
Реферат опубликован: 13/03/2010