Архитектура_ Ле Корбюзье

Страница: 1/7

«Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует»

«Мои искания, так же как и мои чувства, сводятся к одному, к главному в жизни—к поэ­зии»

Jle Корбюзье.(«К архитектуре»)

В стремлении добиться нового расцвета эстетики архитектуры и в поэ­тизации этой важнейшей сферы человеческой деятельности — ключ к раскрытию творчества Ле Корбюзье — великого мастера, жизнь кото­рого связала два века в истории современной архитектуры.

Конец XIX века знаменовался небывалым размахом строительства, огромными достиже­ниями в науке и технике. Возникают новые сме­лые конструкции, применяются новые строитель­ные материалы, новая строительная технология. И наряду с этим обнаруживалась несостоятель­ность традиционных эстетических концепций в искусстве архитектуры. В архитектурной среде происходило расслоение: одни старались осмыслить новые возможности, другие вопреки конструктивной логике пытались спрятать но­вые конструкции за ложной декорацией обветша­лых архитектурных стилей.

«В семнадцать лет мне посчастливилось встре­тить человека без предрассудков, который пору­чил мне постройку своего дома. И в возрасте от 17 до 18 лет я построил этот дом с великим ста­ранием и целой кучей волнующих происшест­вий. Этот дом, по всей вероятности, ужасен»

Дом этот был первым и последним в творчест­ве Ле Корбюзье, выстроенным в духе декоратив­ного стиля 900-х годов модерн.Ле Корбюзье в 19 лет навсегда перевернул в сво­ем творчестве эту страницу в истории архитек­туры, чтобы никогда больше к ней не возвра­щаться.

«Но с тех пор я убедился, что дом строится из материалов, рабочими, по разработанному плану и разрезу и это определяет успех или неуспех произведения», — выводит для себя свой первый неизменный постулат будущий архитектор-новатор. Так, уже в начале века он задумывается о необходимости искать новые пути в архитектуре. Молодой Жаннере отка­зывается от канонических приемов и готовых рецептов, преподносимых в архитектурных шко­лах, от понятия о «великом вдохновении свыше», не имеющем отношения к реальности.

И в первом своем здании Ле Корбюзье уже искал эстетиче­ского единства назначения и формы, стремился поэтически осмыслить и органически включить архитектуру в окружающую природу.

«Жили­ще — это возможность свободно двигаться . отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воз­душных струй, чарующее глаз и несущее ду­шевное равновесие, зрелище трав, цветов, де­ревьев, неба, пространства».

СЕРИЙНОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ

«Начинается великая эпоха. Возникают новые веяния. Индустрия, нахлынувшая, словно бурный поток, принесла с собой новые орудия, при- способленные к этой новой эпохе и порожден­ные новыми веяниями.

Закон экономии властно управляет нашими действиями и мыслями.

Проблема дома — это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное равновесие. Пер­вая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте. Тяжелая индустрия должна заняться раз­работкой и массовым производством типовых элементов дома.

Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в та­ком доме.

Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отноше­нии) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что неразлучны с нашей жизнью.

Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сооб­щить всякому простому и необходимому ору­дию труда.»

« Дом - это машина для жилья.» (Из книги «К архитектуре»)

В 1914 году Ле Корбюзье создает проект сборных серийных домов, названный им «Дом­ино» (первая в истории архитектуры идея кар­касного дома для серийного производства). Проект не был реализован и получил призна­ние лишь в 1929 году.

.Строгий интерьер студии в Порт-Молиторе отражает характер ее автора и хозяина. Здесь просторно, удобно работать и тихо, как в му­зее. И как в музее, можно увидеть лишь те вещи, которые достойны созерцания и, очевидно, дороги владельцу. Произведения его друзей Пабло Пикассо, Анри Лорана, Фернана Леже.

С последним Ле Корбюзье связала особенно глубокая дружба. Оба художника во многом схожи не только взглядами на искусство, но и своим мироощущением, отношением к жизни. Оба они — из семьи тружеников, оба самородки я даже самоучки, обязанные всем достигнутым только самим себе, своему таланту.

Начиная с 1922 года Ле Корбюзье строит не­сколько небольших сооружений в окрестностях Парижа в совершенно новом стиле по пластике, композиции и форме. Это небольшие дома-вил­лы, мастерские для ближайших друзей-худож­ников: живописца Амедея Озанфана в Париже, скульптора Жака Липшица в Булонь-сюр-Сен. Вот ёе отдельные опоры поднимают над землей дом Ля Роша композитора Альбера Жаннере, брата Ле Корбюзье. Свободная планировка внутренних помещений создает здесь необычные, фантастические, но логически завершенные ин­терьеры. Плоская крыша — терраса с садом. Сад разбит и под опорами дома, и дом словно парит над зеленью. Вытянутые по горизонтали окна открывают вид на окружающую природу. Перед нами основные черты архитектуры Ле Корбюзье, которые мы узнаем во всех его — и малых и грандиозных — проектах.

Реферат опубликован: 6/01/2010