Архитектура_ Ле Корбюзье

Страница: 3/7

Он впервые установил, что архитектура и градостроительство, или планировка населенных мест городского и сель­ского типа, в действительности представляют собою единую проблему, а не два отдельных вопроса. Архитектура и градостроительство тре­буют единого решения и предполагают труд людей одной профессии.

«Город есть орудие труда. Города больше не выполняют нормально своего назначения. Они становятся бесплод­ными; они изнашивают тело и противятся здравому смыслу.

Непрерывно возрастающая анархия городов оскорбительна, их вырождение ранит наше самолюбие, задевает наше чувство собствен­ного достоинства.

Города не достойны своей эпохи, они уже не достойны нас.

Город!

Это символ борьбы человека с природой, сим­вол его победы над ней. Это рукотворный орга­низм, призванный защищать человека и соз­давать ему условия для работы. Это плод че­ловеческого творчества.

Поэзия есть человеческий акт: создание со­гласованных связей между воспринимаемыми образами. Поэзия природы — это образное вос­создание разумом наших чувств. Город — это мощный образ, действующий на сознание че­ловека. Разве не может он быть для нас источ­ником поэзии и сегодня?»

«ДОРОГА ОСЛОВ

ДОРОГА ЛЮДЕЙ

Человек идет прямо, потому что у него есть цель, он знает, куда он идет. Избрав себе цель, он идет к ней не сворачивая.

Осел идет зигзагами, ступает лениво, рас­сеянно; он петляет, обходя крупные камни, избегая крутых откосов, отыскивая тень; он старается как можно меньше затруднить себя.

У человека рассудок руководит чувством; человек сдерживает свои естественные порывы, свои инстинкты во имя избранной цели. Он под­чиняет разуму свое животное начало. Осно­вываясь на опыте, он создает себе практические правила. Опыт есть результат труда; человек работает, чтобы выжить. Всякое производство предполагает какой-то определенный образ дей­ствия, необходимость подчиняться правилам опыта. Для этого надо смотреть вперед, пред­угадывать результат своих действий.

Осел ни о чем не думает, единственная его забота — это поскорее избавиться от всяких забот и усилий.

Планы всех городов нашего континента, в том числе — увы! — и Парижа, начертаны ослом.

Люди понемногу заселяли землю, и по земле кое-как, с грехом пополам тащились повозки. Они двигались, минуя рвы и колдобины, кам­ни и болота; даже ручей оказывался на их пути большим препятствием. Так возникли тропы и дороги, на перекрестках дорог, на берегах водоемов были построены первые хижины, пер­вые дома, появились первые укрепленные посе­ления. Дома выстраивались вдоль дорог и троп, проторенных ослами. Поселение обносили ук­репленной стеной, а в центре воздвигали здание городского управления. Дороги, проложенные ослами, были узаконены, ухожены, обжиты и пользовались всеобщим уважением. Пять ве­ков спустя был возведен второй пояс укрепле­ний, потом третий, еще более обширный. В тех местах, где дороги, начертанные ослами, выхо­дили за пределы города, строились городские ворота; на заставах стали взимать въездные пошлины.

Города, укрепленные лучше других,становились столицами. Париж, Рим, Стамбул были построены на перекрестках дорог, про­топтанных копытами ослов.

Столицы не имеют артерий, у них есть лишь капилляры; их рост знаменуется тяжелыми недугами, а иногда приводит к смерти. Чтобы выжить, эти города уже издавна прибегают к услугам хирургов, которые без конца кром­сают их.

В современном городе должна господство­вать прямая линия. Жилые дома, водопровод­ные и канализационные линии, шоссе, тро­туары — все должно строиться по прямой. Прямая линия оздоровляет город. Кривая несет ему разорение, всякого рода опасности и ос­ложнения, парализует жизнь,

Прямая линия есть путь исторического вития человека, это направление всех помыслов и действий.

Надо набраться смелости и взглянуть с вос­хищением на прямоугольные города Америки. Быть может, эстету они покажутся непривле­кательными, но моралист, напротив, должен к ним приглядеться особенно внимательно.

раз-его

Кривая улица есть результат прихоти, не­радения, беспечности, лености, животного начала.

Прямая улица — результат напряжения, дея­тельности, инициативы, самоконтроля. Она пол­на разума и благородства.

Город — это место жизни и напряженной работы.

Пароды, общества, города, склонные к бес­печности, небрежению, подверженные лени и праздности, быстро сходят со сцены. Их по­беждают и ассимилируют другие народы, более деятельные и организованные.

Именно так умирают города, и на смену одним империям приходят другие.

Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей.»

(Из книги «Градостроительство»)

Поэтическая меч­та Корбюзье о сближении человека с природой не имеет ничего общего с сентиментальной идил­лией сельской жизни. Это — рациональное ре­шение градостроительной проблемы, создание наиболее эффективной среды для труда и от­дыха.

Ле Корбюзье видит город как сочетание от­дельных элементов, его слагающих.

При пла­нировке города он применяет тот же метод, как и в решении композиции жилого дома. Только теперь жилой дом принимается им за первичную архитектурно-пространственную ячейку. В доме Корбюзье усматривает основу нормального существования человека. Компо­ненты жилых домов образуют город, где все его сферы — транспорт, зоны приложения труда, общественные центры — расположены с учетом рационального обслуживания человека. Исход­ный пункт планирования его «Лучезарного го­рода»— жилой район.

Реферат опубликован: 6/01/2010