Страница: 10/11
Уже находясь в эмиграции, тоскуя по оставленной родине, писатель создал немало произведений, навеянных воспоминаниями о Москве. Далеко не все они равноценны по своим художественным достоинствам. Некоторые из них, те, в которых отразились эмигрантские настроения, не делают чести большому русскому художнику, каким был Бунин. Однако лучшие из его творений сохраняют и будут сохранять свое значение в русской литературе.
В идиллических тонах идет повествование о Москве в рассказе «Далекое» (1922). Московская жизнь чем-то напоминает в нем роман «Юнкера» Куприна: «Проходила зима, наступала весна. Неслись, грохотали, звенели конки по Арбату, непрерывно спешили куда-то навстречу друг другу люди, трещали извозчичьи пролетки, кричали разносчики с лотками на головах, к вечеру в далеком пролете улицы сияло золотисто-светлое небо заката, музыкально разливался над всеми шумами и звуками басистый звон с шатровой, древней колокольни .»
Интересен рассказ «Благосклонное участие» (1929)—о старой артистке, приглашенной петь на благотворительном концерте. Кстати, такие концерты нередко устраивались в помещении 5-й московской гимназии на Поварской улице, неподалеку от дома, где, как уже было указано, жил Бунин. Перечисленные в рассказе афиши дают представление о культурной жизни Москвы в предреволюционную эпоху: «Великое множество афиш всех цветов и размеров пестрит на всех ее улицах и перекрестках: «На дне», «Синяя птица», «Три сестры», Шаляпин в «Русалке», Собинов в «Снегурочке», Крейн и Эрлих, опера Зимина, вечер Игоря Северянина .»
Неподдельным лиризмом и острой наблюдательностью автора проникнуто начало бунинской повести «Митина любовь» (1924):
«В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Так, по крайней мере, казалось ему. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с домов капали капели, дворники скалывали лед с тротуаров, сбрасывали липкий снег с крыш, всюду было многолюдно, оживленно. Высокие облака расходились тонким белым дымом, сливаясь с влажно-синеющим небом. Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь. Но лучше всего было то, что Катя, в этот день особенно хорошенькая, вся дышала простосердечием и близостью .»
И еще одно произведение — и новая встреча с Москвой:
рассказ «Чистый понедельник», законченный почти в канун освобождения Парижа от фашистских оккупантов. Это один из лучших рассказов, включенных писателем в сборник новелл «Темные аллеи». Действие «Чистого понедельника» происходит в Москве, в годы, предшествовавшие первой мировой войне. Перед читателем —Москва тех лет: дом, где жила возлюбленная героя, «против храма Спасителя», с живописным видом из окон на Замоскворечье, ресторан «Метрополь», трактир Егорова в Охотном ряду, «капустник» в Художественном театре с участием Станиславского, Качалова. Москвина. Героиня рассказывает о посещении ею старообрядческого Рогожского кладбища, кремлевских соборов, о поездке в Новодевичий монастырь на могилу Чехова .
Находясь в эмиграции, Бунин не смог создать произведений, равных по своей силе, например, «Деревне». Тематика его рассказов, написанных во Франции (исключая немногие— «В Париже», «Огнь пожирающий»), остается прежней: это воспоминания о старой России, произведения, в значительной степени проникнутые ностальгией, унынием, трагизмом. Однако его роман «Жизнь Арсеньева», лучшие рассказы из книги «Темные аллеи» читаются у нас и по сей день с неослабевающим интересом, ибо они написаны с большим мастерством. «Мы,—писал о Бунине в 1941 году А. Н. Толстой,—учимся у него мастерству слова, образности и реализму».
Скончался Бунин 8 ноября 1953 года. Писатель погребен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в пригороде Парижа.
Реферат опубликован: 28/09/2006