Страница: 8/13
Проблема управления отходами в Московской агломерации (обезвреживание, использование и размещение) осложнена административным устройством, разделяющим регион на два субъекта РФ, вследствие чего перемещение отходов носит трансграничный характер.
В Москве ежегодно образуется около 13 млн.т различных отходов. Из них 42% образуются на станциях по обработке коммунальных сточных вод, 25% - в промышленности, 20% - в коммунальном хозяйстве и 13% - в строительной индустрии.
Удаление промышленных и твердых бытовых отходов практически сводится к размещению отходов на существующих в Московской области 46 полигонах и 200 свалках. Объем перерабатываемых промышленных отходов в Москве составляет не более 10-15% образующегося количества, сжиганию подвергается только 8% ТБО.
Все большую актуальность приобретают вопросы утилизации автотранспортных средств, крупногабаритных бытовых отходов и электронного оборудования.
В Москве эксплуатируется 2 мусоросжигательных завода. Основная экологическая опасность мусоросжигательных заводов обусловлена недостаточной очисткой отходящих газов от вредных примесей, особенно от диоксинов и оксидов азота, а также утилизацией и захоронением токсичных золы и шлака, масса которых составляет до 30% сухой массы ТБО.
Критическое состояние качества земель Москвы объясняется рядом причин, наиболее существенными из которых являются:
- отсутствие правовых норм регулирования экологически безопасного использования земель различных категорий;
- отсутствие системы экономических стимулов в рациональном использовании земель (государственная поддержка мероприятий по рекультивации и улучшению земель, льготное налогообложение, штрафные санкции за нарушение земельного и природоохранного законодательства и т.д.);
- диспропорции в инвестиционной политике;
- принятие решений на различных уровнях управления в области хозяйственного использования земель без необходимого обоснования и учета природных особенностей территорий;
- несовершенство системы учета качества земель, слабая обеспеченность органов управления информацией о состоянии земельных ресурсов.
В основу общегородской земельной политики должен быть положен механизм создания оптимальных ландшафтных самовосстанавливающихся систем, в которых функциональное использование территорий строится на динамическом равновесии техногенных нагрузок и восстановления природных ресурсов.
По данным обследований 1999 г., в Москве отмечается умеренно опасное загрязнение почв (от 16 до 32) цинком, медью. Содержание кобальта в почвах Краснопресненского района Москвы превышает фоновое в 5 раз и более.
Учитывая неблагополучное состояние земель города (около 25% площадей почвенного покрова характеризуются критическим показателем суммарного загрязнения) целесообразно проведение мероприятий по реабилитации земель.
Радиационный контроль и безопасность территорий, находящиеся в ведении МосНПО "Радон", обеспечены на высоком уровне. Все территории, предназначенные под строительство, проходят обследование на радиационное загрязнение. Регулярно вывозятся загрязненные грунты и проводится рекультивация свалок (в 1996г. вывезено более 169 т, проведена рекультивация бывшей Братеевской свалки), что способствует оздоровлению экологической ситуации в городе.
Подтопление ведет к загрязнению грунтовых вод тяжелыми металлами, нефтепродуктами, хлоридами, соединениями серы, а в ряде случаев радионуклидами в результате утечки сточных вод из канализационных сетей, инфильтрации атмосферных осадков.
Градостроительная оценка состояния озелененных территорий различных категорий и типов показывает, что по показателю обеспеченности зелеными насаждениями одного жителя (около 17 кв.м) Москва продолжает оставаться в числе наиболее озелененных столиц. Тем не менее озелененность городских территорий в течение последних 10 лет значительно снизилась. Дефицит озеленения характерен для Центрального округа, отдельных жилых районов-новостроек.
Реферат опубликован: 6/03/2007