Страница: 4/8
Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся.
Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в готовом виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.
1.3. Анализ методов активизации познавательной деятельности.
Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
На уроках биологии я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих (задания в приложении №1).
2. Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой я даю ученикам различные посильные задания.
Например, в 7-м классе при изучении темы: «Кишечнополостные».
Даю задания: сделать сообщение о представителе кишечно-полостных; (представителей выбирают по желанию). Ученикам нужно рассказать об особенностях данного животного, его образе жизни, уметь показать связь строения со средой обитания.
Сообщение формируется на альбомных листах, титульный лист оформляется рисунком животного.
В классе ученик должен постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. Для этого вначале составляются тезисы, а в более старших классах – план ответа.
При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. Пытаюсь довести его до сознания каждого учащегося.
Здесь есть свои требования:
1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
2) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
К сожалению, тетради по курсу «Человек и его здоровье» появились совсем недавно. Пользоваться я ими при своей работе начала лишь с этого года. (В прошлом году у меня не было 9-х классов). В виду того, что в течение прошлого года только один класс приобрел тетради на печатной основе, я имею возможность сравнивать результаты по первым темам. У учащихся в «экспериментальном» классе заметно возрос интерес к предмету, выросли показатели.
К сожалению, я вынуждена, как и многие учителя, пользоваться пока самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):
Реферат опубликован: 15/06/2008