Страница: 2/11
1) он будет содержать такие записи уроков, которые позволят обнажить механизм педагогического взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе;
2) если структура занятий с использованием видеоматериала будет включать в качестве обязательных компонентов:
- подготовительный этап направленный на активизацию знаний по рассматриваемой проблеме;
- основной этап - целенаправленный просмотр видеоматериалов;
- заключительный этап:
. рефлексивный анализ;
. дискуссия по заданным вопросам.
3) Если для активизации мыслительной деятельности студентов фрагмент видеозаписей для занятий будут подобраны по принципу противопоставления.
Для проверки гипотезы были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние проблемы в отечественной психолого-педагогической литературе;
2. Определена содержательная сущность понятий: «педагогическая деятельность, «профессиональное мышление», «субъект профессиональной деятельности», «активный метод обучения»;
3. Разработаны принципы построения видео-практикума для занятий по психологии обучения;
4. Отснят и смонтирован видеоматериал в контексте решаемых задач профессиональной подготовки студентов.
Методы исследования:
1. Контент - анализ психолого-педагогической литературы;
2. Метод проектирования и моделирования учебных ситуаций для занятий по психологии обучения;
3. Опросные методы (беседа и интервью).
Новизна исследования состоит в том, что впервые разработан видео-практикум по психологии обучения направленный на развитие профессионального рефлексивного мышления.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения видеоматериалов на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам.
Апробация и внедрение осуществлялось на кафедре психологии НТГПИ в виде лабораторно-практических занятий. Подготовлен материал для публикации методического пособия "Практикум по психологии обучения студентов".
База исследования: Видеозапись уроков математики, русского языка, чтения, развития речи (всего 24 урока, тринадцати учителей из ОУ № 34, 43, 86).
Этапы исследования:
1. Изучение литературы - январь 1997г. - март 1998г.
2. Снятие материалов - сентябрь 1997г. - апрель 1998г.
3. Монтирование и обработка материалов
- январь 1997г. - май 1998г.
4. Апробирование материала
- март 1998г. - май 1998г.
5. Оформление - май 1998г.
§1. Педагог – субъект профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность учителя, как и любой другой вид трудовой деятельности, имеет общественно историческую природу. Её цель и средства, формы и методы вырабатываются в ходе общественно-педагогической практики. Индивид, принимающий на себя роль учителя, лишь в той мере оказывается способным ее исполнять, в какой он овладевает ее содержанием и ее формами. В своей практической деятельности учитель выступает как преподаватель той или иной учебной дисциплины, выполняет функции классного руководителя, участвует в методической работе, пропагандирует научно-педагогические знания. Но какой бы вид работы учитель не проводил, он всегда остается учителем-воспитателем, систематически осуществляющим педагогические функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащегося.
Функции эти вытекают из социально – педагогических целей, которые общество предъявляет школе.
Современное общество ставит новые задачи образованию.
Образование – это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человечества в пространстве культуры и во времени истории.
Сущность и цель утверждающегося нового образования – это действительное развитие общих родовых способностей человека, обретение им универсальных способов деятельности и мышления (А.С. Арсеньев, Г.С. Батищев, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).
Суть профессиональной деятельности педагога в контексте этой парадигмы образования составляет социально – педагогическое и психологическое проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление личности ребенка. Полноценная реализация этой функции возможна только объектом профессиональной деятельности.
В словаре С.И. Ожегова субъект определяется как познающий и действующий человек, существо противостоящее миру, как носитель каких-либо свойств [ ]. В психологическом словаре большой акцент делается на внутренние детерминации активности личности. Так, понятие субъект означает «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира. Субъект – это человек, познающий и преобразующий мир».[ ] Именно в этом значении, как показал анализ литературы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Б. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.) и употребляется в психолого–педагогический исследованиях термин «субъект деятельности».
Реферат опубликован: 27/06/2009