Страница: 2/8
Данная типология недостаточно учитывает развивающую цель обучения. В ней не выделен как особый тип развивающий урок, на котором интенсивно формируются умения. Следует, видимо, согласиться с А. А. Вагиным, который выделил в особый тип уроки формирования навыков и умений: «Умения работы с картой, картиной, иллюстрацией в учебнике, составление таблиц, планов, конспектов мы вырабатываем почти на каждом уроке в связи с изучением нового материала или его повторением и обобщением, но в какой-то момент, на какой-то очередной ступени школьного курса нам необходимо посвятить 25—30 минут показу учащимся новых приемов записи, работы по контурной карте, работы с учебником»[1].
Новой учебной программой обращено самое серьезное внимание на формирование умений. Очевидна необходимость введения специальных уроков по выработке умений и навыков в самостоятельную систему по каждому классу.
Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории в старших классах. Задача внедрения в старшие классы элементов лекционно-семинарской формы обучения требует дальнейшей теоретической и практической разработки методики таких уроков.
Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об известной узости типизации уроков только по звеньям процесса обучения. Необходимо, учитывая потребности школьной практики, в методике преподавания истории применять и другие подходы к типизации уроков. Представляет интерес перечень возможных типов уроков в «Дидактике средней школы»3: уроки предъявления и усвоения (изучения) нового материала; уроки применения знаний и формирования навыков и умений; проблемные с творческим применением знаний и умений и комбинированные уроки, сочетающие разные структурные элементы.
В этой классификации уроков, если ее применять к истории как предмету преподавания, вызывает большие сомнения выделение в специальный тип проблемного урока с творческим применением знаний и умений. В практике преподавания такие уроки встречаются крайне редко. Представляется, что проблемность и творческие задания должны применяться в любом типе урока, если его содержание и подготовленность класса открывают такую возможность. Нет необходимости вводить, как особый тип, урок закрепления, отрывая его от контроля знаний и умений.
Программой по истории для закрепления знаний, по наиболее важным и трудным темам и разделам запланированы уроки обобщения.
Опираясь на упомянутую дидактическую концепцию типизации уроков и другие типы уроков, учитывая необходимость обучения учащихся рациональным приемам деятельности по формированию умений и всемерную интенсификацию их самостоятельной работы как на воспроизводящем, так и на творческом уровне, наиболее приемлемыми можно считать следующие типы: 1) уроки изучения нового материала, излагаемого учителем; 2) уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. В практике такой тип урока встречается пока нечасто, но современные учебники истории значительно расширяют возможности таких уроков; 3) комбинированные уроки. Иначе их называют составными, т. е. содержащими все звенья процесса обучения; 4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно - обобщающие; 6) уроки повторения, проверки знаний и умений.
Выбирая тип урока, учитель руководствуется прежде всего особенностями содержания подлежащего изучению учебного материала, его объемом и возрастом учащихся. Если учебный материал весьма важен в воспитательном плане, учитель выберет комбинированный тип урока с неполным набором звеньев процесса обучения или урок изложения нового материала. Так, урок «Куликовская битва» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача — раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретно-исторический материал содержит большой нравственный потенциал. Рассматривается горячая любовь к Родине русских воинов, князя Дмитрия, воеводы Боброка, их готовность отдать за ее свободу самое дорогое — жизнь. На уроке героям противопоставляется предательская позиция рязанского князя Олега и нижегородских кня- зей. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле в 1380 г. с ярким описанием событий, выразительными характеристиками конкретных людей воспитывает патриотические чувства учащихся.
По ходу урока учащиеся закрепляют умение работать с исторической картой и картой-схемой. В ходе рассказа учителя или в конце урока обсуждаются один из таких, например, вопросов: почему русский народ победил в Куликовской битве? Какие действия полководцев русского войска способствовали победе? В чем заключалось историческое значение победы на поле Куликовом?
Реферат опубликован: 29/11/2008