Страница: 11/11
2. Учащиеся подведены рядом уроков по теме «At the map of the world» к возможности беседовать о путешественниках. На уроке, одна из задач которого – контроль неподготовленной монологической речи, возможна ситуация «Фантастическая встреча мореплавателей разных эпох у контурной карты». Ученики, исполняющие их роли, знакомят коллег с биографией своего героя, рассказывают о путешествиях, прослеживая их по карте и заполняя «белые пятна» .
Вывод : Всё внимание учеников сосредоточено на обмене мнениями о книгах (первый случай) , на рассказе об открытиях ( второй случай ). Это одновременно и форма скрытого контроля, и своего рода смотр сил, позволяющий выявить и оценить степень сформированности экспрессивных речевых умений учащихся.
Однако , говоря о языковом материале как об объекте произвольного контроля , мы имеем в виду не изолированный материал , а элементы речи , части связного целого.
3 . Если одной из задач урока является беседа о любимом авторе и любимой книге , то контрольное задание следует сформулировать таким образом , чтобы привлечь активное внимание к элементам речи , т. е. к опорам будущего высказывания. В данном случае оно может быть таким : Назовите слова и выражения , которые помогут вам в беседе о книгах , упорядочите их с помощью следующей таблицы :
Существительные , обозначающие названия жанров литературы |
Глаголы , передающие отношение к книге, её автору , герою |
Прилагательные , служащие для оценки автора, произведения, героя |
Языковой материал следует заносить в колонки в исходной , т. е. словарной форме. Иногда учащимся можно предложить представить его в форме , готовой к употреблению , в виде «лексико –синтаксической позиции» - важной ступени «от смысла к выражению».
Приведём характерные установки к таким упражнениям:
а) при аудировании: Прослушайте тексты – загадки. Постарайтесь понять их общее содержание и ответить на вопрос: о ком здесь идёт речь? Назовите имена этих людей. Правильная /неправильная отгадка учеников – неосознаваемый ими отчёт об умении понимать речь на слух;
б) при чтении: Прочитайте текст. Ответьте на проблемный вопрос. Характер ответа на этот вопрос – показатель понимания/непонимания содержания текста.
4. Нам предстоит сегодня рассказать о том, чем мы занимаемся на уроках немецкого языка. Какие глаголы мы при этом употребим? В какой временной форме? Этой форме контроля легко придать игровой характер, характер соревнования. Например: Кто больше назовёт…
5. В ходе беседы о книгах в 5 классе учитель задаёт ситуацию: «Если мы пойдём в качестве шефов в детский сад, то какую из данных книг лучше прочитать детям: «Чук и Гек», «Сказки братьев Гримм» или «Мойдодыр»?» Вопрос обращён ко всему классу, он настраивает на ответ каждого ученика. После небольшой паузы называется имя ученика, который обосновывает свой выбор книги.
Использованная литература:
1. Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М.,1987.№1
2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.
3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
5. А Горчев.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6
с.68-72.
6.Клычникова З. И. Психологические основы обучения чтению на иностранном языке. М.,1983
7.Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М .,1974
8. Елухина Н.В. ,Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке//Иностранный язык в школе. М.,1998.№2
9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981
10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ . пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская , А. Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996.- 522с.
Реферат опубликован: 14/03/2010