Страница: 4/25
После того как права писателей и деятелей искусства были закреплены в законодательстве, начался период (весь 19 и начало 20 века), ознаменовавшийся постоянным их расширением и развитием. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана была направлена против все большего и большего числа способов использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после смерти автора. Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов, и большинство законодательств по авторскому праву включают в себя как особое положение также охрану «droit moral» (понятие, близкое по значению понятию личного неимущественного права в советском авторском праве)[6].
Наконец, были созданы предпосылки для разработки в 1886 году международной системы охраны авторских прав и принятия первой многосторонней Бернской конвенции.
Проблемы авторского права привлекают внимание цивилизованного мира вот уже в течении нескольких веков, и интерес к ним не ослабевает в связи с частой необходимостью вносить в соответствующее законодательство изменения, призванные защитить интеллектуальную собственность от новых, все более изощренных, форм посягательства, возможных в результате форсированного научно-технического развития.
Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Книгоиздательское дело в России вплоть до конца 18 в. считалось государственной монополией. Важной особенностью авторского права России была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось значительно раньше. И первый авторский закон в России появился в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22.04.1828 г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. По данному закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книг имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным».[7]Но защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную»[8]
Первым в истории мирового права законодательный акт о защите авторов и издателей появился в Великобритании в 1710 г.
Менялась ситуация и в России. В 1897 г. Государственный совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Однако понадобилось более 13 лет для того, чтобы его наконец приняли 20.03.1911 г. он назывался «Положение об авторском праве» и был составлен по принципу не утратившему свою актуальность и в наши дни – на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Но после революции 1917 г. этот закон был отменен, а первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29.10.17 г. «О государственном издательстве»(вводилось разрешение объявлять госмонополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию).[9]
Пройдя (начиная с военного коммунизма) период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав, соответствующее законодательство нашло свое место в начале 60-х годов в качестве самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик.
Со времени вышеназванных исторических моментов, продолжаясь и теперь, открылся новый период в развитии законодательств в области авторских прав, который можно охарактеризовать, как постепенное приведение норм внутреннего права в соответствие с международными договоренностями и последними требованиями НТП, пытаясь сохранить хоть малейшее преимущество перед иностранным партнером настолько, насколько того разрешает его терпение.
Итак, Россия, как правопреемник бывшего СССР связана нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. (СССР присоединился к ней 27.05.73 г., не подписав Парижский протокол о пересмотре текста Конвенции). Постановлением Правительства от 3.11.94 г. РФ присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9.09.86 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18.05.64 г.[10]
Реферат опубликован: 20/09/2006