Гражданское право

Страница: 5/25

Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и рад проблем. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенно­сти государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым. Гражданская правоспособность государства. Правоспособность го­сударства не может был» тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отно­шений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности1). В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заклю­чать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количествен­ные различия. Но есть и различия качественные.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности госу­дарства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограни­ченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены зако­ном. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства как специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет. Главную преграду такому расширению образует гражданское об­щество, которое вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых оно должно служить.

Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой – она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобре­тать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковы­ми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их созна­ние и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Общие положения. Круг юридических лиц, выступающих в качестве собственников принадлежащего им имущества, необычайно широк. Это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные органи­зации, ассоциации и союзы. Можно сказать, что в перспективе по ныне 'действующему законодательству собственниками должны стать все юридические лица, кроме государственных муниципальных предприятий а также финансируемых собственником учреждений (см. п. 3 ст. 21ТТК). Однако к признанию их юридической личности и соответст­венно к признанию их собственниками названные выше социальные образования шли по-разному Если производственные и потребитель­ские кооперативы, под каким бы наименованием они ни выступали и как бы ни ограничивались их права, фигурировали на протяжении всех послеоктябрьских то этого нельзя сказать ни о хозяйственных обществах и товариществах, ни о религиозных организациях. Деятель­ность хозяйственных обществ и товариществ вначале была свернута а затем и вовсе прекращена в ходе «наступления» социализма по всему фронту и окончательного вытеснения из экономики частнокапиталистических элементов. Их возрождение началось в конце вось­мидесятых – начале девяностых годов и достигло внушительных размеров в наши дни, когда глобальной целью реформ провозглашено построение «цивилизованного» капитализма. В течение длительного времени не признавалась юридическая личность религиозных конфессий, а их имущественная база была ведена на нет. достаточно напом­нить, что завещание в пользу церкви судебной практикой признавалось недействительным. Многие из общественных организаций были столько прочно вмонтированы в государственные структуры, что при­знание их самостоятельной юридической личности вызывало известные сомнения и было использовано впоследствии в качестве одного из поводов для прекращения их деятельности. Порядок их образования . был строго разрешительным одним из основных источников их фи­нансирования были ассигнования из бюджета, вся их деятельность жестко регламентировалась указаниями партийных органов Это относится союзам творческих профессий, и к добровольным обществам, и ко многим другим общественным организациям, которые, по существу выполняли роль придатка административно-командной системы и находились от нее в полной зависимости

Реферат опубликован: 18/08/2008