Страница: 3/12
«а ля карт» — форма, предполагающая обслуживание офи- циантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухо- путного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.
На воздушном транспорте существует около 20 классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения реги- страции, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр. - На водном транспорте при морских и речных путешестви- ях в обслуживании туристов основной упор делается на воз- можность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится вто- ростепенным показателем.
Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса) и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный). По европейским стандартам различают классы поездов: меж- континентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC), скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс (ТЕЕ), ско- рый экспресс (ЕС) и др.
1.2. Туризм как динамичная экономическая система
Объективное формирование туристских потребностей — это исходный пункт той экономической системы, которую пред- ставляет собой современная сфера туризма. В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):
• производство туристских услуг;
• формирование туристского продукта;
• реализацию туристского продукта;
• потребление туристского продукта. Туристские потребности в общеэкономическом аспекте фор- мируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отноше- ний эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт. Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными и специфичными сферами являются процесс формирования туристского продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.
Сама по себе каждая отдельная туристская услуга (размеще- ние, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные ус- луги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста. В этих условиях возникает объективная необходимость коопе- рации самых различных туристских услуг в единый комплекс- тур, или туристский продукт. Эта объективная необходи- мость формирования комплекса туристских услуг с целью наи- более полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль туроргани- заторов на туристском рынке – туроператоров.
Туроператорская деятельность — это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различ- ные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реа- лизации.
Турагентская деятельность — это продолжение деятельно- сти туроператора, но уже на розничном рынке. От имени тур- оператора турагент как бы завершает рыночную сделку по куп- ле-продаже туристского продукта.
Заключительное звено экономической системы туризма — потребление туристского продукта — также имеет свою спе- цифику. Традиционно отмечаются следующие особенности по- требления туристского продукта.
Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) дви- жется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или от- дельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг.
Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно пре- вышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транс- порт, жилье, питание, а также на культурные и деловые меро- приятия. Часть повышенных расходов связана с фактором пре- стижности туристского потребления. Эта особенность сущест- венно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобре- тает важное значение.
Реферат опубликован: 21/06/2009