Страница: 4/12
Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения само- го туриста, страны его постоянного проживания, страны, в кото- рую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предель- ные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности турист- ских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внут- реннем и въездном туризме. Эта особенность туристского по- требления вытекает из того объективного факта, что рынок ту- ристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями).
По своей природе внешние эффекты могут быть положи- тельными и отрицательными. Положительные эффекты — это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реа- лизуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет турист- ского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с ту- ризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакан- сий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п. К отрицательным внешним эффектам относятся: за- грязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с ту- ризмом и т. д.
Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтер- ских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических воз- можностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.
Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограни- чено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юри- дически и экономически оформленной сделки при купле-прода- же туристского продукта. Эта особенность туристского потреб- ления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудно- сти и усиливает роль менеджмента.
Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый характер. Разумеется, туризм (выездной, въездной и внут- ренний) не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг осо- бой культовой и культурологической направленности, отра- жающих социальную и национальную специфику города, ре- гиона, страны. В этом смысле туристское потребление и соот- ветственно туристский рынок, помимо рыночной прозы, несут в себе особый культурологический аспект, некий романтиче- ский ореол.
Характерная особенность туристских услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематери- альный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на тури- стов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выра- зить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления.
Таким образом, в туризме наблюдается наблюдается неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую сис- тему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.
При всей важности индустрии туризма нельзя забывать о главном — о самом туристе, потребителе туристских услуг. Его потребности и степень их удовлетворения — главный критерий качества туристского продукта.
Глава II. Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности
2.1. Необходимость страхования туристов
Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается в экстремальной ситуации: смена климата, химического состава воды, иной режим питания и множество других перемен автоматически влекут за собой определенную опасность. В последнее время страховщики на- чинают брать инициативу в свои руки: например, сотрудники страховой компании «Спасские ворота», активно сотрудничаю- щие с одной из московских туристских фирм, выступают с под- робными инструкциями перед выезжающими группами. Резуль- тат налицо — за последнее время в туристских поездках по Ита- лии, организованных этой фирмой, не было страховых случаев.
Реферат опубликован: 21/06/2009