Страница: 2/7
На этой основе вырос обычай дарить новорожденному серебро - серебряную монетку, серебряное украшение, серебряную ложечку. Таким подарком родные желали младенцу обеспеченной, богатой жизни, отвращали от него бедность и нищету.
В далекие времена существовала своеобразная дипломатическая практика. Члены иноземных посольств являлись в Москву с богатыми подарками. Но это были подарки лишь по названию. Казна тщательно оценивала их и в соответствии с оценкой посылала деньги дарителю. Вещи, не представлявшие интереса для великого князя Московского, возвращались послам.
Личные подарки дружественных королей не подлежали возврату и не предполагали денежной компенсации. Обмен подарками между государями обычно носил политический характер. Государи, стремившиеся склонить к союзу своих соседей в трудных и особенно критических ситуациях, одаривали их самыми диковинными и невиданными подарками.
При Иване Грозном Москва впервые увидела живых львов. Их прислала царю английская королева Елизавета. Царь велел держать львов во рву у стен Кремля.
Персидский шах надеялся вовлечь Россию в войну с Османской империей. Он прислал в подарок царю исполинского слона. Появление слона на улицах Москвы было встречено москвичами с величайшим изумлением. Толпы зевак следовали за слоном по улицам столицы. Во время чумы погонщик слона умер. Животное затосковало. В Москве не было человека, который знал бы, как кормить слона. Слон улегся на могиле погонщика и перестал принимать пищу, которую ему предлагали. Там он и умер.
Московские ловчие привозили пойманных во мхах в тундре соколов и кречетов, считавшихся лучшей охотничьей птицей. В Западной Европе соколы высоко ценились. Иван IV неоднократно посылал обученных птиц в подарок соседним государям.
Послам дружественных стран монарх вручал подарки по случаю отъезда. Посол Герберштейн получил от великого князя Московского шубу с царского плеча, дорогой кафтан из золотой парчи, подбитый соболями, шапку, сапоги, связку драгоценных мехов. При неблагоприятном исходе дипломатических переговоров монарх отпускал послов без подарка.
Иногда дары становились яблоком раздора. В 1570 г. в ходе Ливонской войны наступил неблагоприятный для России поворот, и царь Иван Грозный пригласил в Москву польских и литовских послов для заключения мира. Поляки были не прочь заключить мир, тогда как литовцы вели дело к разрыву.
Литовский посол преподнес в дар царю чистокровного арабского скакуна. Получив, изрядную сумму денег, посол заявил, что предложенная цена его не устраивает. Грозный велел заплатить деньги, затребованные литовцем, после чего стрельцы изрубили лошадь на глазах у послов. Война продолжалась еще 12 лет.
Традиция дарения подарков легла в основу поговорки «Остаться с носом». Смысл поговорки понятен: «Уйти ни с чем». Но почему «с носом»? При чем тут нос - приметная часть лица?
Конечно же, поговорка «Остаться с носом» не имела никакого отношения к лицу просителя. Словом «нос» обозначали то, что некогда называлось «поклон», т.е. подношение или дар.
Ни одно дело в московских Приказах не обходилось без даров. Дары воспринимались общественным сознанием как способ установить дружеские отношения с чиновником, от которого зависело решение по иску или жалобе.
Подношения были весьма разнообразными. Бедняк являлся в приказ с дюжиной яиц, курицей или другой незамысловатой снедью. Крестьянин побогаче нес поросенка. Дворяне несли помимо всевозможной снеди деньги, иногда довольно круглую сумму, если дело было важным. Народ по большей части нес в приказы натуральный продукт. Это отвечало состоянию их кошелька и наличным статьям дохода. Низшие государственные служащие кормились за счет таких даров.
Общение с чиновниками требовало совсем особого искусства, впрочем, соответствовавшего некоторым чертам русского национального характера. Церемония подношения даров была древним обычаем народа. При этом главное было угадать претензии дьяка, чтобы не уронить его честь несоответствующим подарком. Скудные дары могли быть восприняты как унижение представителя власти. Самое худшее было, когда дьяк или подьячий не брал «нос» - подношение, и таким образом проситель оставался с «носом», т.е. с отвергнутым подарком. Это равнозначно было отказу, проигрышу всего дела.
Нет на свете такого человека, которому был бы неприятен подарок. Ни один подарок никого не может оставить равнодушным. Но если получение подарка каждый раз смущает, ощущается некая обязанность, то, возможно, большую радость доставляет его преподношение.
Любой подарок приносит радость. Это, пожалуй, его главная и неоспоримая особенность. Выбор подарков должен быть осознанным. Каждый из них выявляет характер преподносящего.
Реферат опубликован: 9/06/2007