Страница: 13/13
Смерть и время царят на земле. Ты владыками их не зови. Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви
Заключение
Я хотел бы в заключение сказать, что мы не сможем понять саму смерть как индивидуальное или социальное явление, если не свяжем ее с проблемой смысла жизни, а так мы и пытались вначале ставить эти вопросы, если не ответим на вопрос и о смысле смерти, а смысл такой есть, и не только социально-нравственный, но и даже биологический. По отношению к нам, людям, это в наибольшей степени, может быть, трагично выглядит, потому что мы - человечество, хомо сапиенс, каждый индивид - не являемся какой-то абсолютной ценностью. В определенном - эволюционно-биологическом отношении, мы выявляем смысл своего существования, в том числе и биологического, все-таки в отношении к роду. Гибель индивида в этой жестокой природе - я отвлекаюсь от социальных параметров, - гибель индивида ничто не означает для рода, и очень часто, она даже является условием его существования. В определенные периоды, с биологической точки зрения, человек становится "неинтересным" для природы: тогда, когда он минует репродуктивный период, хотя для общества, для человечества только тогда наступает пора наибольшей продуктивности, может быть, и в наибольшей степени нужности отдельной личности для рода. Как решается это противоречие и может ли оно вообще быть снято - это одна из сложнейших проблем.
Литература:
Перечисленные выше работы являются материалами сборника двух конференций прошедших на базе Института философии и Института человека Российской Академии Наук и Российского благотворительного общества "Хоспис" : "Умирание и смерть: опыт междисциплинарного обсуждения" (1993г.), "Хоспис" как междисциплинарное медико-социальное учреждение: проблемы и пути развития" (1994 г.)
План реферата
1. Введение
2. Смерть как этическая проблема
3. Смерть и самоидентификация человека
4. Этика Духа
5. Заключение
6. Литература
Реферат опубликован: 21/04/2007