Страница: 3/7
В 1996 г. средняя фактическая продолжительность рабочей недели у лиц, имевших административные отпуска и вынужденно работавших в режиме неполного рабочего дня или недели, в целом на крупных и средних предприятиях была соответственно на 6,6 и на 8,6 часа короче, чем у лиц, работавших полное рабочее время, и составила 30,1 и 28,1 часа.
В первом полугодии 1997 г. в среднем в месяц численность не полностью занятых на крупных и средних предприятиях достигала 4,2 млн. человек. Среди них 2,5 млн. человек (59%) работали неполный рабочий день или неделю по инициативе администрации и 1,7 млн. человек (41%) находились в административных отпусках. Всего в первом полугодии 1997 г. в вынужденных административных отпусках средней продолжительностью 26 рабочих дней на одного работника находились 4,9 млн. человек. В первом полугодии 1997 г. по сравнению с аналогичным периодом 1996 г. сократилась доля лиц, не получавших за период административного отпуска денежной компенсации (с 41 до 38%). Масштабы неполной занятости на крупных и средних предприятиях в первом полугодии 1997 г. оцениваются в 1462 млн. человеко-часов, или 1,5 млн. условных работников, приведенных к полному рабочему времени.
Интересно сопоставить данные государственной статистики о динамике использования административных отпусков с данными социологических обследований ВЦИОМ. Доля положительно ответивших на вопрос, приходилось ли им за последние три месяца уходить в неоплачиваемые отпуска в связи с отсутствием работы на предприятии (обследования проводились в марте, то есть речь идет об отпусках в I квартале года), в 1994 г. была самой высокой - 20% по сравнению с 11 % в 1993 г., 15% в 1995 г. и 17% в июле 1996 г. (за март 1996 г. данных нет). Мы видим, что по результатам опросов работающего населения пик административных отпусков приходится на 1994 г., затем их распространенность несколько снижается, вновь увеличиваясь в 1996 г. Вместе с тем выросла доля тех, кто находился в отпуске сроком от недели до месяца, с 4% в марте 1993 г. до 9% в июле 1996 г., в то время как распространенность более коротких (менее недели) и более длинных (более месяца) отпусков в рассматриваемые годы оставалась стабильной на уровне 3-4%.
Таким образом, динамика распространенности неоплачиваемых отпусков по результатам социологического мониторинга совпадает с динамикой распространенности административных отпусков по данным государственной статистики.
4. Регулирование неполной занятости на промышленных предприятиях
Одним из фокусов обследования занятости на крупных и средних предприятиях традиционного сектора экономики, проведенного сотрудниками ИСИТО и ИМЭМО РАН в 1995-1997 гг. с применением методики case study, было регулирование неполной занятости на предприятиях. Рассмотрим применение практики неполной занятости как метод управления трудовыми ресурсами в условиях нестабильной конъюнктуры и спада производства, с одной стороны, и в аспекте адаптации работников к этой ситуации - с другой.
Сокращенный рабочий день (неделя) или административный отпуск? Хорошо известны причины, обусловливающие применение различных форм неполной занятости. Это - сокращение объема производства, кратковременные или долговременные остановки первоначально из-за сбоев в снабжении, затем из-за нехватки оборотных средств и проблем со сбытом продукции. Первые случаи перевода работников на сокращенный рабочий день или неделю на исследуемых предприятиях отмечались весной-летом 1992 г. На многих предприятиях данный процесс развивается по такому сценарию: сначала руководство переводит работников на режим неполной рабочей недели (реже сокращенного рабочего дня), затем начинает использовать административные отпуска. Хотя многими исследователями отмечается тенденция к расширению практики административных отпусков по мере ухудшения экономической ситуации", реально использование той или иной формы неполной занятости на каждом предприятии определяется не одними только экономическими, но и производственно-технологическими, организационными, социально-политическим факторами.
Реферат опубликован: 21/10/2009