Экономическая конкуренция. Её формы и роль в развитии экономики

Страница: 1/16

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3

1 Сущность конкуренции ……………………………………………. 5

2 Функции конкуренции …………………………………………… 6

3 Основные модели рынка …………………………………………… 7

3.1 Свободная (чистая) конкуренция …………………………… 7

3.2 Монополия ……………………………………………………. 8

3.3 Олигополия …………………………………………………… 9

3.4 Чистая монополия ……………………………………………. 10

4 Способы ведения конкурентной борьбы …………………………. 10

4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ……… . 11

4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа ……………. 12

4.3 Современный экономический шпионаж …………………… 12

4.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции ……………………………………………. 14

5 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством ………………………………………… 16

6 Значение конкуренции …………………………………………… . 18

Заключение ……………………………………………………………… 20

Список литературы …………………………………………………… . 21

Введение

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют , например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.

Реферат опубликован: 8/09/2008