Страница: 2/16
Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагает наличие конкуренции, экономического соперничества производителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в экономике — это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных товаров и услуг независимо действующие производители и потребители, а также вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.
В современных условиях рынки с чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое. Решив завести "четвероногого друга" — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться с физиологией, привычками, рекомендациями по уходу за собаками. Вместе с тем не существует собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет спорить с тем, что между бульдогом и пуделем существует разница? Поэтому будущему владельцу важно получить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретной породы. Человеку, стремящемуся разобраться в экономике, необходимо понять устройство рыночной связи вообще и конкретные ее условия при различных типах конкуренции. Каждый из нас выступает в роли покупателя, большинство из трудоспособных людей — в роли продавца (например, реализуя трудовые услуги), некоторые из нас — в роли предпринимателя. Знание условий конкуренции поможет лучше оценить собственные возможности и шансы, прогнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Итак, в своей работе я намерен выяснить сущность и значение конкуренции в экономической системе, ее типы (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, а также деятельность государства по регулированию конкуренции.
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак неможетповлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.
Реферат опубликован: 8/09/2008