Страница: 2/7
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных
загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми
вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой
раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь
начались планомерные строительные работы , подчиненные единому Дворец со стороны
художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой Славянки.
каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на высоком холме и словно царит над
парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там , то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально от центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба , отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.
В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был надстроен
второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие
от них большие полуциркульные флигеля.
Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа . Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась для торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт строгим и монументальным . Высокий первый этаж
является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары белых
колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая композицию ,
высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие спокойные линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной цельности и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору , в центре которого
в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы И. П.Витали,
находящейся в Гатчине.
Противоположный
парадному , западный
фасад дворца обращен
к Славянке. Крутой
склон берега словно
образует величественный
постамент, на котором Вид дворца со
возвышается здание. Стороны Тройной
Портик , украшающей липовой аллеи.
фасад , и колонна купола
усиливают впечатление
устремлённости ввысь и
лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А. Жуковского :
Люблю , когда закат безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика, созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб строго симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной глади стены выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и
украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он , так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь зеленую завесу листвы проглядывают его стены.
Реферат опубликован: 29/11/2006