Страница: 8/11
Данте Альегери
Благими намериниями вымощена дорога в ад. И страшный лозунг, висящий на вратах, ведущих в ад, по меньшей мере уничтожает все силы человека, все его стремления, все
надежды вырваться оттуда. Как живут праведники, мы имеем небольшое предстваление. А грешники?
Жизнь душ грешных до всеобщего суда, по учению православной Церкви, состоит: во – первых, в ясном и подробном осознании грехов, которыми оскорбляли в сей жизи Бога, и угрызений совести, которая там пробудится со всею своею силою. Во- вторых, в мучительном томлении и тоске оттого, что их привязанность к плотскому и земному уже не может находить удовлетворения, а к небесному и духовному желание и вкус у них не раскрыты и они уже не могут раскрыть его. В третьих, в удалении от Бога и святых Его, а вместо того, в сообществе с другими, подобно несчастными душами и особенно со злыми духами, и в других действительных муках ада, что будет, впрочес, только началом и предвкушением вечных мук.
Что же такое ад? Ад - это мрачная, подземная темница, безотрадное место плача, ужаснешая печь огня неугасимого, где мучаются души грешных людей. Здесь их правосудие Божие будет уязвлять тремя страшными стрелами своего гнева: - раскаянием без пользы, безмерною мукою без малейшей отрады, крайним желанием без надежды, желанием Бога, без надежды на Бога.
Стрела гнева Божия – живое воспоминание о протекшей в грехах жизни, воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. Вторая стрела –сама мука геенская. Итак, собрание всевозможных и невыразимых мучений ожидает грешников аду. Все яды скорбей собраны в одну чашу, весь пламень огня соединен воедино, все муки вечные в одной минуте. Мучение вечное, без ослабы, без конца.Третья стрела Божия, уязвляющая сердце грешника, это желание буз надежды, желание Бога без надежды на Бога. Как бурные волны огромного океана устремляются на скалистый берег, как будто желая затопить весь мир, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеною возвращаются назад, так и сердце грешников буудет стремиться к Богу, но встретив Его неизменимое правосудие, твердое подобно граниту, будет разбиваться об него, чтобы причинить ему невыразимую скорбь и болезнь.
О, если б эта наша земная жизнь, как скоро она проходит, так же быстро и забывалась! Если бы мы, лишаясь наслаждений, лишались вместе с тем и памяти! Но нет! Что было, то уже нельзя переделать, и нераскаянные грешники никогда не забудут грехов своих. И вечно они будут мучать совесть его, вечно он будет раскаиваться, но без пользы, вечно он будет лить слезы, но не омоют ни грехов его, нет! Они еще более разожгут пламень мучения. В аду нет покаяния.
Бедная душа моя, грешная! Что ты такое сделала, что мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? Я вкусил каплю меда – и мучусь. И что такое было плотское наслаждение, ради которого я отдал имение жизнь и душу и сердце непотребности? Что, как не капля меда? А пиры и ликования, игры и потехи? Что это, как не капля меда? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти или в злобе – что это было, как не капля меда? И все богатства мои, которые я стяжал беззаконием – что это было? И слава и знатность и чести и покой? Что это было? Ради чего я потерял облик человеческий? Чем я стал?
А мальчишка все спускался, приплясывая по крутому спуску, отбивая немыслимую чечетку, и белая пыль взлетала у него из-под каблуков, и он что-то кричал во весь голос, очень звонко, и очень весело, и очень торжественно, - как песню или как заклинание, - и Рэдрик подумал, что впервые за все время существования карьера по этой дороге спускались так, словно на праздник. И сначала он не слушал, что там выкрикивает эта говорящая отмычка, а потом как будто что-то включилось в нем, и он услышал:
Реферат опубликован: 8/08/2008