Страница: 1/9
|
Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов. Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами, напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре, называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии, первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид вертикальной стены. В позднейший период мастаба Небетки была значительно расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных работ Джосера, ценились уже в древнем Египте. В позднейшее же время Им-хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки отождествляли его с Асклепием.
Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории крупнейших царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе древней столицы Египта — Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных здесь арабских селений, таких как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум. Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону Фаюмского оазиса — района, где позже сооружались пирамиды фараонов Среднего царства, расширившие территорию царских некрополей в южном направлении. В процессе археологических изысканий, проводимых в 1932—1956 годах английскими учеными С. Фэрсом и У. Эмери, в Саккаре было открыто четырнадцать больших мастаб. По мнению Эмери, это были гробницы правителей 1 династии, таких как Гор-Аха, Джер, Уаджи и царь Ден.
Трудность определения, были ли эти гробницы действительным местом погребения царей, заключается в том, что их же гробницы, меньшие по размерам, но похожие по конструкции, находились также и в Абидосе, где при некоторых из них были обнаружены царские стелы. Факт, что каждый фараон имел две гробницы — одну в Нижнем, другую в Верхнем Египте, кажется нам вполне понятным, поскольку непосредственно после объединения страны двуединый характер египетского государства по-прежнему отражался в титулатуре фараонов, в знаках их власти, а также в организации государственных учреждений. Нельзя, однако, утверждать с полной уверенностью, что гробницы в Абидосе имели характер кенотафов. Точное определение места погребения фараона затрудняет также факт существования на территории самой Саккары двух или даже трех мастаб, приписываемых одному и тому же фараону. Тем не менее, если даже открытые Эмери мастабы не были царскими усыпальницами, значение его открытия заключается в том, что найденные в них печати, а также надписи на предметах погребального инвентаря, позволяют установить точную датировку этих построек. При III династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим архитектурным комплексом, каким стала знаменитая ступенчатая пирамида Джосера вместе с ее погребальным ансамблем. Археологические изыскания велись здесь уже с начала XIX века. Новейшие исследования позволяют предположить, что Имхотеп возвел эту постройку на более ранней мастабе, выстроенной в этом месте для предшественника Джосера, его старшего брата фараона Санахта, которого Манефон считает основателем III династии. Не исключено, что сохранившаяся до сих пор пирамида Джосера, имеющая шесть уступов, некогда облицованных блоками известняка (сохранились их остатки), является лишь сердцевиной огромного первоначального сооружения. Ибо мы не знаем, была ли эта облицовка окончательной наружной отделкой постройки или же, как позже в Медуме, ее внутренней частью, поскольку проект придания этой гробнице так называемой классической формы не был по-видимому осуществлен. Пирамида в процессе строительства неоднократно расширялась — окончательная площадь, которую она занимает, имеет размеры 140 х 118м; высота пирамиды достигала около 60 м.
Первоначально вход в пирамиду с ее северной стороны вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к пирамиде также с северной стороны. У ее восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известника, близких по размерам к блокам, которым была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера помещалась под первоночальной мастабой, примерно по середине и, таким образом, к югу от центра позднейшей пирамиды. Возможно, что внутри этой камеры, выложенной красным ганитом, находился деревянный саркофаг. К востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными голубыми фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в каирском музее. Под пирамидой были обнаружены также подземные галерии с двумя алебастровыми саркофагами, кроме этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов, многие из которых были разбиты камнями обрушевшегося потолка коридора.
Целый погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 500 х 280м и был окружен расчленненой выступами стеной, напоминавшей стены крепостных сооружений. Коме одного настоящего входа, эта ограда имела ьринадцать ложных дверей. К югу от пирамиды Джосера была обнаружена с такой же планировкой погребальных камер; возиожно, что она была сразу же задумана как сооружение, непосредственно связанное с главной пирамидой т.е. как так называемый пирамида-саттелит. Ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр.
В пределах территории погребального ансабля находился также комплекс молелен, посвященных царскому юбилею, называвщемуся “хебсед”. Они были накрыты характерными выпуклыми крышами, подерживаемыми каннелированными полуколоннами. Стволы этих колонн не имели капителей, они были украшены спускающимися с двух сторон рельефными листьями.
Имхотеп сумел гениально петворить в камне некторые формы, свойственные прежней архитектуре, главным строительным материалом которой был кирпич-сырец и тросник. Колонны, вкопонованные в столбы главного коридора, который вел в святилище, имеют каннелюры, нопоминающие на первый взгляд ионические колонны. В действительности же они являются монументальным повторением в камне формы пучков тростника. Иные полуколонны, украшающие стены, увенчаны капителями в виде раскрытых цветков лотоса. Самая кладка стен из тщательно обтесанных продолговатых блоков известняка напоминает технику кирпичной кладки. Архитектура Имхотепа, имевшая значительные новаторские, творческие достижения, не лишена была, однако, и недостатков. Применение в каменном зодчестве элементов, характерных для сооружений из кирпича, тросника и дерева, не всегда было удачным, поскольку архитектурные возможности нового материала т.е. камня не были еще в то время полностью осознаны.
Уже более тридцати лет на территории возведенного Имхотепом монументального комплекса ведутся работы по реставрации и частичной реконструкции этого ансамбля. По поручению египетского Археологического управления этими работами руководит французский архитектор Жан-Филипп Лауэр.
|
Реферат опубликован: 19/04/2007