Страница: 6/9
Пирамида, находящаяся в южной части Саккары, примыкающая к возделываемым полям, известна под названием Харам эшь-Шауаф. В 1945 году американский археолог А. Варилль доказал, что эта усыпальница принадлежала фараону Джедкара-Асеси. Она имеет в плане форму квадрата, каждая сторона основания которого равна 80 м; высота пирамиды достигала 24 м. Пирамида была возведена из грубо отесанного известняка, ее облицовка не сохранилась. Пирамида Унаса была выстроена к юго-западу от пирамиды Джосера.
Ныне она представляет собой почти совершенную руину. Высота сохранившейся сердцевины пирамиды достигает сейчас только 19 м, первоначально же она имела в высоту 44 м. Сторона ее квадратного в плане основания равна 67 м. До сегодняшнего дня сохранились следы старательно обработанной облицовки из белого известняка. Вход в пирамиду был расположен снаружи, с северной стороны. План подземных помещений пирамиды Унаса повторяется в иных пирамидах, принадлежавших фараонам VI династии — Тети, Пепи 1, Меренра и Пепи II. В преддверии, находящемся перед погребальной камерой, были открыты знаменитые “Тексты пирамид” — заклинания, где говорится о погребальном ритуале и жизни фараона в загробном мире. Эти тексты, написанные в виде вертикальных столбцов голубовато-зеленой краской, являются наиболее ранним примером такого рода надписей. В период VI династии некрополь в Саккаре обогатился несколькими царскими гробницами и довольно большим количеством мастаб вельмож. Первый правитель этой династии, фараон Тети выстроил себе гробницу к северо-востоку от пирамиды Усеркафа по прямой линии от усыпальницы Джосера и упомянутой выше гробницы царя V династии. Название этой пирамиды — “Джед-сут” восходит вероятно к названию столицы нома — Мемфиса, употреблявшемуся в гераклеопольский период и в начале Среднего царства. Ныне эта постройка представляет собой руину. Целиком разрушена также пирамида фараона Пепи 1, выстроенная на центральном плоскогорье Саккары. С этой пирамидой связано одно из наиболее драматических открытий в области египтологии. Французский ученый О. Мариэтт, положивший огромные заслуги для археологии Египта, открытия которого принадлежат к крупнейшим достижениям в области археологических изысканий, был убежден, в отличие от своего сотрудника Г. Масперо, что пирамиды не имели надписей. В конце своей жизни т.е. в начале 1880 года этот ученый получил от французского правительства большую дотацию, предназначенную на вскрытие одной из гробниц в Саккаре. В мае 1880 года Мариэтт обследовал пирамиду Пепи 1, думая, однако, что это мастаба. Эстампажи надписей, которыми были покрыты стены погребальных камер, он переслал в Париж Мас-перо, не сказав при этом, откуда они происходят. Масперо сразу же определил, что тексты касаются пирамиды Пепи 1, но все же это не убедило Мариэтта и он продолжал придерживаться теории о “немых” пирамидах. И только будучи уже при смерти, в конце декабря 1880 года в Каире, когда немецкий египтолог Г. Бругш сообщил ему об открытии подобных надписей в погребальных камерах пирамиды Меренра, Мариэтт признал правильность утверждений Масперо. Выше мы уже говорили о мастабах, как о старейших гробницах царей первых династий; классический тип этих построек сложился именно в период Древнего царства. Происхождение мастабы очень просто — мастаба это монументализированный холм, который возникает из земли или песка, когда роют могилу ибо земля над гробом по законам статики всегда будет принимать форму прямоугольной насыпи с наклоненными стенками.
Мастаба — гробница знати включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.
Наземная часть мастабы имела следующие элементы: высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту, так называемую стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, иногда с женой и детьми, приносящими ему жертву и, наконец, каменный жертвенник, устанавливаемый перед ложной дверью. После погребения колодец, ведущий в погребальную камеру, закладывался камнями. В зависимости от знатности умершего мастаба имела еще дополнительные элементы, прежде всего уже упомянутый выше сердаб, в котором помещались стелы, а иногда и скульптурный портрет умершего. Кроме этого, в надземной части мастабы могли находиться молельни либо — как мы убедились во время наших довоенных раскопок в Эдфу — верхние камеры, в которых хоронились члены семьи умершего. Кроме главной ниши с ложными воротами, фасад мастабы имел еще меньшие ниши, которые по всей вероятности символизировали ложные ворота, предназначенные для двойников похороненных членов семьи умершего. Обширные комплексы мастаб в некрополях Гизэ и Саккары сосредоточены вблизи царских гробниц. Они не являются частью ансамблей пирамид, тем не менее помещение гробниц знати рядом с усыпальницей их господина свидетельствует о стремлении прославить фараона и после его смерти, что отражает в известной степени характер отношений, господствовавших в египетском обществе того времени. В монументальных царских некрополях не было места для трудящегося человека. О нем не забывали, но здесь он не был нужен. Ценился только его труд на земле, в загробном же мире он не имел значения. Для вельмож здесь будут трудиться земледельцы, пастухи и ремесленники, многочисленные изображения которых мы видим на рельефах, покрывающих внутренние стены мастаб. Настоящие улицы мастаб высокопоставленных сановников IV, V и VI династий имеют планировку, напоминающую городские улицы. В этих гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно упомянуть портретные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, членов семьи фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет, супруги сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта знаменитая роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу наиболее ценных памятников живописи рассматриваемого периода.
Реферат опубликован: 19/04/2007