Страница: 10/25
теории и практике управления персоналом;
социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;
теории и концепции управления службами социальной защиты населения;
факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;
теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;
теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
теории и методах адвокатской практики;
этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;
теории и методах преподавания и обучения;
тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;
законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.[12]
«В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизньследующие принципиальные установки.
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности.»[13]
исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется
тремя подходами при решении проблемы:
• воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта,
эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
• фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или
посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных
направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
- адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.[14]
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения.Квалифицированный социальный работникдолжен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и длядругих;
• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
• общаться вербально, невербально и письменно;
• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
• ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
• действовать в алгоритме выработки решения;
• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.[15]
Реферат опубликован: 8/01/2008