Страница: 9/17
Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.
Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".
Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.
Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.
Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.
Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:
1. первобытные религии.
Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.
Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.
Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.
Анимизм - вера в души и духов.
2. политеистические религии - многобожие.
3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).
Структурные элементы религии:
1. религиозное сознание.
- религиозная идеология
- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности) соборность - единение.
2. религиозная деятельность.
- культовая (освещение, крещение, венчание)
- внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство).
3. религиозная организация
- церковь (церковно и священно служители, миряне)
секты - отколовшаяся часть от церкви с лидером.
23. Социальная группа как объект социологического изучения.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.
Анализ внутренних связей в группе
1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.
2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения
укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях
индивида это не сказывается.
3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами
группы.
4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива,
т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.
Реферат опубликован: 25/06/2008