Страница: 1/21
Содержание
1.) Введение.
1.1 Положение семьи в российском обществе.
1.2 Государственная политика в отношении семьи и брака.
2.) Основная часть.
2.1 Федеральное законодательство по семье
2.2 Федеральные целевые программы в поддержку семьи, материнства, отцовства и детства
2.3 Московское законодательство по семье
2.4 Органы власти ПМ, занимающиеся проблемами семьи
3.) Заключение. Авторское резюме.
3.1 Оценка эффективности и перспективности государственной семейной политики
Введение.
1.1 Положение семьи в современном российском обществе
Состояние института семьи в современном российском обществе определяется двумя составляющими: наследием прошлого и сегодняшней семейной политикой государства.
Говоря о наследии прошлом «коммунистической» эпохи прежде всего нужно рассказать о том, что же происходило с институтом семьи в период раннего коммунизма, потому что цели и установки в отношении семьи именно этого периода определили развитие семьи на весь оставшийся период господства коммунистической идеологии. «…естественный процесс трансформации семьи, процесс перехвата её социальных функций другими институтами… был насильственно ускорен и стимулирован всей мощью тоталитарного государства (индустриализация народного хозяйства и коллективизация). С этим же была связана и гипертрофированная роль государства, выразившаяся не только в ускорении и «подталкивании» процессов семейных изменений, но и в том, что семейные функции «перехватывались» именно государством или его органами, а не какими-то социальными институтами.» [Антонов, Медков «Социология семьи» 242-43].
Если в дореволюционной России институт семьи был священен, семейное воспитание практически полностью выполняло социализирующую функцию и подготавливало человека к жизни в обществе, стимулировало воспроизводство населения, воспитывала патриотические чувства и преданность власти и родине, тщательно хранило семейные ценности и священность родственных отношений, то в советской России большинство этих функций пыталось взять на себя государство и его искусственно созданные институты. Пионерская, комсомольская, профсоюзные и партийные организации, забирали ребёнка из семьи с 10 лет. Только в семье ребёнок находился лишь до этого возраста, но и это не обеспечивало полноценную семейную социализацию, так как функция «родительства» сводилась к минимуму общественными обязанностями родителей: ударный труд, общественная работа, трудовые и общественные подвиги, участие в бесконечных собраниях отделяли детей от родителей, предоставляли детей опять же системе дошкольного государственного образования. Таким образом, ребёнок социализировался только в семье и получал максимальное внимание примерно до 3х лет, а этого совсем не достаточно для первичной (семейной) социализации.
В результате такой политики и отношения к семье разрушались святость родственных отношений в семье, снижался авторитет родителей, выхолащивалась функция родительства у отцов и матерей, усугублялись противоречия между представителями разных поколений, происходила медленная, но верная «манкуртизация» общества. Такое явление как «Павлик Морозов» и всеобщее детское предательство родителей стало возможным именно благодаря такой государственной семейной политике.
Вот такое наследие досталось России «демократической» от России «советской». Что же изменилось со времени падения коммунистического режима? Прежде всего полностью рухнула система общественно-государственного воспитания молодёжи: исчезла пионерская, комсомольская и пр. детские организации, социализация в школах сошла на нет. Но появилось ли что-нибудь взамен государственного воспитания, кому передалась социализирующая роль? Этот вопрос является главным на сегодняшний день. Произошло ли возвращение детей в семью, возвратила ли семья себе обратно свои воспитательные и социализирующие функции? Нет, и с какой стати, если родителями стало то поколение людей, которое давно лишилось представления о том, как нужно воспитывать ребёнка, а государство ничем кроме «добрых» слов не помогло людям нести правильно свои родительские обязанности, наоборот, государство лишь усугубило плачевное положение семьи после разрушения системы общественно-государственного воспитания: «…речь прежде всего идёт о том, что реформаторы практически не учитывают интересы семьи в процессе этих (экономических – авт.) преобразований. Эти интересы, скорее игнорируются… Практически любые принимаемые в ходе преобразований решения исходят из имплицитно принятой предпосылки – объект этих решений видится в отдельном («изолированном») индивиде, лишённым признаков пола и принадлежности к какой-либо первичной социальной общности, семье прежде всего. Следовательно, спонтанный процесс семейных изменений, процесс девальвации семейных ценностей продолжается, притом в ускоренном темпе.» [Антонов, Медков «Социология семьи», 243].
Реферат опубликован: 4/05/2009