Страница: 4/6
Летом 1914 года состоялась церемония закладки здания. В выполнение декоративно-отделочных работ приняли участие скульпторы С.С. Алешин (скульптуры "Труд" и "Урожай" на главном фасаде и др.), Ф.И. Рерберг (участие в росписи плафонов) и другие мастера. Основные работы были завершены в 1917 году.
В 1920 году И.И. Рерберг провел дополнительные работы на Киевском вокзале, главным образом отделочные. Иван Иванович намечал создание большой площади, связывающей вокзал с городом. Современную площадь Киевского вокзала можно рассматривать как воплощение замыслов И.И. Рерберга.
Не безынтересно дальнейшая судьба этого крупного вокзального здания. В 1940 - 1945 годах к нему был пристроен в конце северного фланга корпус с кассовым залом и вестибюлем метро (по проекты Д.Н. Чечулина), а затем в самом здание проведены большие работы, насытившие интерьеры рядом новых деталей, однако не отвечающих рербергскому направлению. Реставрация 1979-1981 года была направлена обновление сложившейся отделки и архитектурных деталей. Одновременно были проведены ремонт и реконструкция металлического покрытия над перронами, несколько изменены конструкции и внешний вид кровли: ступенчатыми рядами уложено более 2800 щитов в виде металлических рамок и специального стекла повышенной стойкости, в том числе цветного.
В начале 1920-х годов Моссовет передал Киевскому вокзалу стоящие вблизи четырехэтажное жилое здание, построенное в 1882 году Иван Иванович перестроил его под железнодорожный привокзальный клуб, вскоре преобразованный в клуб имени А.И. Горбунова.
В годы гражданской войны строительная деятельность в Москве была весьма ограниченной, а первые организационные шаги носили специфический характер. Так, ведавший устройством противоэпидемических санпропускников на железных дорогах Комитет пропускных санитарных сооружениях был реорганизован в Особый комитет по строительству города Москвы (Оском). И.И. Рерберг начальник технического отдела этого комитета сочетал здесь организационно-техническую деятельность и проектной. Одной из работ Рерберга в этот период была частичная переработка проекта и завершения законсервированного 1915 года строительства пятиэтажного жилого дома, Хлебопродукта на Новинском бульваре (здание не сохранилось). Одновременно он построил деревянный павильон Хлебопродукта на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года.
Более крупным заказом было проектирование и руководство надстройкой двумя этажами большого трехэтажного конторского здания Варваринского акционерного общества на Мясницкой улице, возведенного в 1890-х годах, а также проектирование и строительство новых корпусов во дворе. Здесь разместился созданный после гражданской войны Нефтяной синдикат СССР. В облике надстроенных этажей видны характерные черты творческого почерка Рерберга: при скупом пользование простых архитектурных деталей и отдельных лепных украшений достигнута необходимая увязка новой части фасада со старой, в равной степени отвечающей деловому назначению здания. Таким образом, И.И. Рерберг выполнял один из первых заказов столице по строительству жилых, административных и общественных зданий.
Учитывая присущее И.И. Рербергу бережное отношение к существующим произведениям зодчества, его пригласили выполнять обязанности архитектора три крупнейших столичных театра - Большой, Малый и Художественный. По свидетельству А.В. Щусева, он "много сделал работ для этих театров".
Первые из этих работ относились к Московскому Художественному театру, который благодаря энергии К.С. Станиславского в 20-е годах создавал свои филиалы, студии и другие "ответвления". Сохранился макет интерьеров одного из относившихся к театру зданий с эмблемой - с изображением чайки в узоре паркетного пола, выполненный по чертежам Рерберга в 1921 году.
Реферат опубликован: 11/11/2006