Страница: 5/6
Восстановление структуры расселения всего государства на уровне мелких поселений состоит в воссоздании и новой организации церковных приходов. Исходяще реконструкция и строительство церквей[2] в сёлах является отправной вехой в процессе восстановления национального самосознания, его любви к земле родной. Как следствие – управление землёй и социально-экономический подъём регионов.
Духовное и социально-экономическое значение церкви для русского народа неоспоримы.
Создание общего архитектурно-природного ансамбля церкви с окружающей её застройкой и ландшафта играет немаловажную роль в градостроительном и архитектурно-образном восстановлении государства и отдельного поселения для человека. Увиденные прекрасные образы церковных ансамблей, как воплощения идеи духовности, воли и самосознания, поднимают человека над самим собой. Прекрасные образы влекут, их идеи откладываются в душах и привносятся во всё, что делается людьми. Возрождение народных композиционных идей – одна из главных задач в процессе проектирования и построения художественно-выразительной системы пространственно организованных объектов. Пространственная форма – это символ, передающий функциональную и образную информацию, воплотившуюся в церкви в овеществлённую идею «Слова».
Глава 3.
Храм как культурный центр, вписанный в ткань городского организма, питает его, и обогащается вместе с ним. Техногенный фактор подавляет тонкие нюансы восприятия структуры небольшого объекта – хрупкого организма в гигантском коралловом рифе города. Но город бывает и маленький, бывает даже и не город, но – люди живут.
Проблема поиска структурообразующего элемента в постсоциалистическую эпоху в России в малых поселениях возникает год от года все острее.
Россия велика и многогранна, но она Православная и. Церковь в душах людей навсегда. Белая и чистая, венчает Она все наши желания и стремления, даже вне нашего понимания.
Эстетические аспекты расположения новых объектов общественного значения в населенных пунктах выявляются приземленной конфигурацией транспортно-торговой инфраструктуры, и закрепляется интенсивно развивающимися городскими пространствами, тяготения людей к прекрасному. Анализ и концепция развития поздних небольших город и населенных пунктов подразумевают нахождение культурного центра как места притяжения людских масс, а соответственно и капиталов. Городской парк, спортивное ядро, торговый комплекс, водоем образуют рекреационную зону. Градостроитель помещает его в наиболее живописное место, строительные технологии воплощают идею досуга в формы обещающие экономическую выгоду.
Но святое место выбирает только Он. И храм в сложившемся каркасе относительно неизменной пространственно-планировочной организации населенного пункта, не на что не претендуя и ничего не пытаясь доказать вводит в заблуждение своей наивностью, обезоруживая и покоряя.
«Там где двое сошлись во имя Мое, там и Я между них» - церковь как паства и церковь как храм всегда вместе, и рукою творца-зодчего водит Дух Святой.
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Церковь есть слово и начало, и молчание не есть золото, если оно не с Богом. Так и город, и село без церкви подобны глухонемому, страждущему музыки.
В русском селе или деревне церковь часто играла роль мощной доминанты, формирующей и изменяющей не только искусственные ландшафты селитебных территорий, но и природные ландшафты, оставаясь, однако, с ними в полной гармонии.
Казалось бы, сравнительно с жилыми домами и избами, огромные массы церквей, колоколен, куполов, кажутся функционально неоправданными. Даже соотношение полезной площади самого здания к его объёму, говорит об иных задачах и целях, нежели простое отправление церковных обрядов.
Восстановление церквей в сложившихся сёлах с градостроительной точки зрения практически не представляет труда, так как они стоят в местах созданных самим сочетанием природы и человеческого духа, к которым тяготел испокон веков.
Реферат опубликован: 31/08/2007