Страница: 10/17
На фот.13 приезд Царской семьи в Федоровский Государев Собор, на крыльце, рядом с Императором Д.Н.Ломан. В воспоминаниях Войкова, последнего дворцового коменданта находим: «согласно установившегося обычая, при посещении церковных служб Федоровского Собора соблюдался следующий этикет: на боковом подъезде Собора Их Величества встречал ктитор- полковник Д.Н.Ломан, а у входа, в малой палате (прихожей – И.Р.), служившей раздевальнею – Дворцовый Комендант.
Их величества входили через боковую дверь на правый клирос; Дворцовый Комендант следовал за Ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину Собора.
Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркою» (2,с.17).
На парадной площади находились красивые фонари, их можно видеть на фот.4 и фот.14.
На этой площади все члены семьи императора посадили по одному дубку (фот.14), всего было семь дубков.
Из воспоминаний Т.Е.Мельник (рожденной Боткиной) дочери лйеб-медика Е.С.Боткина, расстрелянного вместе с Императорской семьей в Екатеринбурге в 1918 г., о соборе « …Нижний пещерный храм был весь уставлен старинными иконами, и полумрак, царивший там, придавал еще больше молитвенного настроения.
Помню всенощную в Великом Посту во время говения Их Величеств, на которую мы приехали очень некстати, так как Их Величества изъявили желание, чтобы во время говения , кроме солдат, никого не было.
Я никогда не забуду этого впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов на эту семью из семьи самых скромных и самых великих людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца.
Верхний храм производил большое впечатление красивою живописью царских врат и массивных колонн, поддерживавших свод. Блеск золотых иконных риз, великолепие облачения духовенства, величественные напевы хора как нельзя лучше гармонировали с ярким настроением больших праздников, когда хочется побольше торжественности и необычайности…
Царская Семья приезжала очень рано и проходила на свои места на соме, минуя публику, через маленькую боковую дверь. Государь и Наследник стояли всегда на виду у публики, большая колонна скрывала места Государыни и Великих Княжон. Около Алтаря была маленькая молельня для Ее Величества, в которой горели неугасимые лампады и приносились к образам живые цветы» (22,с.35)».
Перед важными делами Император и члены его семьи бывали в Федоровском Соборе.
По воспоминаниям Камердинера Волкова:
«Перед объездом лазаретов Государыня и Великие Княжны заезжали помолиться в церкви Федоровской и Знаменской Божьей Матери»(36,с.60).
Анна Вырубова, фрейлина и подруга Императрицы, вспоминает, что перед отъездом в ставку впервые в качестве главнокомандующего «государь с семьей причастился Святых Тайн в Федоровском Соборе» (36,с.256).
Последний отъезд Государя в ставку (перед его отречением) вспоминают многие, например, Анна Вырубова:
«Он промчался на станцию при обычном трезвоне Федоровского Собора» (36,с.287).
Этот день запомнился и В.Н.Войкову:
«В среду 22-го февраля, Государь, выехав утром из Александровского Дворца на Императорский Павильон, проехал мимо Федоровского собора, в котором, по обыкновению, за час до отъезда Его Величества служился молебен. Звон колоколов Федоровского Государева Собора в последний раз проводил Белого Царя…» (2,с.121).
С отречением Государя начались годы разорения не только для Федоровского Государева Собора, но и для всей страны.
4.Православный городок.
(дома для притча и служащих
Федоровского Государева Собора)
4.1. Строительство.
Претворявшаяся новая художественная концепция требовала дальнейшего развития, у Д.Н.Ломана возникла идея возведения целостного архитектурного комплекса в «национальном» стиле. «Мысль создать русский дом, дающий и внешним видом, и внутренним убранством образ подлинной древнерусской красоты и снабженный утварью, которая отвечая требованиям современной жизни, являла бы формы старинного русского художественного мастерства, так заманчива и дорога сердцу, что на осуществление ее можно положить все силы». Поводом послужила потребность в жилых помещениях для священников и служащих Федоровского собора (26,с,5-6).
Реферат опубликован: 17/09/2006