Страница: 13/17
Подробно о домах при Федоровском соборе написано в статье С.С.Кричинского (14).
Как отмечалось выше, здание Трапезной палаты было заложено весной 1914 года, строительство закончилось к сентябрю 1915 года, отделочные работы велись до 1917 года.
Трапезная представляет частью двух-, частью трехэтажное здание на подвале; вследствие природного уклона местности, подвал отчасти переходит в полуподвал. Трапезная обращена главным фасадом к собору, торцевым фасадом (на котором находится главная наружная лестница) – к Александровскому дворцу, а перед одним из ее дворовых фасадов разбит сад. Все здание стоит на цоколе из серого финляндского гранита; из этого же камня сделаны ступени всех наружных лестниц и крылец. Фасады трапезной (главные – целиком, а садовый – лишь отчасти) облицованы белым старицким камнем, доставлявшемся из Тверской губернии, где близь ст.Старицы были организованы собственные ломки. Выступающая часть главного фасада, отвечающая парадным помещениям здания, спроектирована в типе Московской Грановитой палаты. Дворовые фасады оштукатурен известью, и лишь отдельные части, как обработка окон и дверей, сделаны из того же старицкого камня. Украшения, встречающиеся на дворовых фасадах, частью вырублены из камня, частью лепной работы. Все здание покрыто поливною зеленою черепицей кремлевского типа.
По внутреннему распределению помещению, трапезная может быть разбита на следующие четыре части.
Парадная часть заключает в себе: зал, домовую церковь, гостиную палату и библиотеку с прилегающими к ним проходными помещениями, вестибюль, ходовыми галереями и лестницами. Лестниц в этой части здания четыре: наружная гранитная лестница, шириною 1.08 сажень, ведущая с улицы прямо во второй этаж, и три внутренних: одна парадная, ведущая из вестибюля 1-го этажа во 2-ой этаж, другая, обслуживающая все три этажа ( в третьим этаже расположена библиотека), и, наконец, третья, ведущая со двора в церковь. Кроме лестниц для сообщения 1-го этажа со 2-м устроен лифт.
Вторую часть здания представляет квартира ктитора собора. Квартира эта находится частью в 1-м, частью во 2-м этажах, соединенных внутренними лестницами: парадною и служебною; имея отдельное парадное крыльцо, квартира эта непосредственно соединяется, как с парадными помещениями, так и с третьей частью здания – канцелярией собора. Наконец, последняя часть здания – подвал, заключает в себе главную кухню со служебными при ней помещениями, котельную, калорифер и различные кладовые.
Перекрытия этажей сделаны по железным балкам. Подвал перекрыт бетонными сводами, также как и помещение, находящееся под церковью и залом, а в остальных помещениях между балками заведен ( ), и устроена сухая смазка. Церковь перекрыта железобетонным сводом, опирающимся частью на кирпичные, частью на железобетонные стены. Отопление применено водяное с разводкой по чердаку, вентиляция как приточная, так и вытяжная с нагреванием вводимого воздуха в калорифере, находящемся в подвале и получающем воздух из сада. Водогрейный горизонтальный котел служит лишь для нагревания батарей отопления, а горячая вода, проведенная по всему зданию, доставляется отдельным вертикальным водогрейным котлом.
Главный зал трапезной перекрыт сомкнутым сводом с распалубками. Трапезная палата двусветная, нижний ряд окон застеклен зеркальными стеклами в железных золоченых переплетах; в верхних малых окнах переплеты деревянные, окрашенные мастичною краскою. В трапезную выходит из библиотеки окно с деревянным пропильным переплетом.
Весь свод покрыт орнаментальною росписью, исполненной художником Пашковым, а стены окрашены в один тон (14).
Материалами к росписи палат послужили сохранившиеся росписи Теремных Палат бояр Романовых в Москве, росписи церквей Ярославля, Ростова, Углича, Романово-Борисоглебского, Феропонтова монастырей и т.д. (20,с.14).
Полы зала сделаны из щитового паркета рисунка «прямая корзина» с квадратами по 8 вершков. Из зала дверь ведет в церковь, перекрытую сомкнутым сводом. Алтарь церкви (полукруг в плане) перекрыт полукругом. Иконостас деревянный, пропильный, с медянными прокладками в прорезях. Пол церкви из массивного паркета по асфальту, в елку. Переплеты застеклены цветными стеклами. Свод церкви покрыт росписью, а свод и стены алтаря вызолочены. В стене трапезной палаты расположенной против церкви, находится большая арка, соединяющая зал с комнатою, а в средней капитальной стене – дверь, ведущая в гостиную, выходящую другою дверью на лестницу, которая ведет в 1-й и 3-й этажи (14).
Реферат опубликован: 17/09/2006