Страница: 13/14
Подтверждением этому послужили намерения и предложения новосибирских предприятий по организации и расширению производства наукоемкой продукции различных видов. Анализ этих проектов позволил выделить следующие крупные направления развития производства гражданской продукции в Новосибирской области:
- производство продукции авиакосмической промышленности;
- производство продукции для ТЭК;
- производство средств связи, в том числе космической и телекоммуникаций;
- производство приборной и измерительной техники;
- производство медицинской техники и биопрепаратов.
Развитию наукоемких производств в Сибири должна способствовать деятельность Сибирских отделений Российской академии наук. В конце 90-х гг. ряд институтов были головными в стране в исследованиях и разработках по критически важным технологиям: ГНЦ Институт физики прочности и материаловедения СО РАН – по технологиям новых материалов, Институт лазерной физики СО РАН – по лазерным и оптоэлектронным технологиям, ГНЦ Институт катализа СО РАН – по химическим технологиям и катализу. В большинстве институтов в той или иной мере велись исследования практически по всем критически важным технологиям.
Следует отметить немаловажный факт. Если за рубежом, как утверждают специалисты, только сейчас начала прослеживаться тенденция слияния фундаментальной (университетской) науки с прикладной, то институты СО РАН уже давно занимались наряду с фундаментальными исследованиями прикладными разработками, вплоть до изготовления готовых к производству аппаратов, приборов, машин. Перечень только важнейших разработок сибирских институтов, накопленных в 1998 году и предлагаемых для широкого использования состоит из 150 наименований. Они предназначаются для машиностроения, металлургии, строительства, химии и производства новых материалов, для лесной промышленности, информатики и приборостроения, агропромышленного комплекса, медицины и здравоохранения. Перспективы развития новосибирского наукоемкого производства будут определяться интенсивностью спроса в отраслях, потребляющих его продукцию, и соответственно зависеть от положительных тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако уже очевидно, что осуществить переход на интенсивное наукоемкое производство невозможно без сильной государственной политики и поддержки. Необходима система мер по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, по организации на территории области производств по выпуску как готовой продукции, так и узлов, деталей, агрегатов, которые удовлетворяли бы требованиям и внутреннего, и внешнего рынка. Общая ориентация таких производств должна быть не на количество, а на качество продукции, ее надежность, экологичность и дизайн. Без государственной поддержки высокотехнологических производств Сибирь, как и Россия в целом, в ближайшей перспективе неизбежно утратит способность к производству наукоемкой продукции.
В преддверии XXI века, как никогда ранее, необходимо понимание на всех уровнях хозяйственной и властной иерархии того, что следует как можно быстрее преодолеть угрожающее национальной безопасности страны отставание от мирового уровня по критически важным технологиям и перейти к созданию прогрессивной технологической базы в области важнейших технологических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, связи и коммуникаций, производства космической техники, медицинского оборудования и т. д.) для выпуска конкурентоспособной продукции, что в целом и гарантирует технологическую безопасность страны.
В ближайшей перспективе каждое оборонное предприятие области должно решать для себя следующие задачи:
- выбрать и экономически обосновать конкретную стратегию реформирования, направленную, в конечном итоге, на создание эффективного производства и улучшение финансово-экономических результатов деятельности;
- разработать подробный бизнес-план структурных преобразований;
- пересмотреть ранее разработанные планы и проекты диверсификации и конверсии производства, которые не реализуются из-за необоснованности и неперспективности;
- изучить возможности вхождения предприятия в состав интегрированных структур (ФПГ, ГНЦ и т. д.) и создания совместных предприятий с иностранными фирмами.
Долгосрочные перспективы развития оборонных предприятий области будут определяться интенсивностью инвестиционного спроса в отраслях, потребляющих их продукцию, и соответственно зависеть от тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако для предприятий, которые продлят свое существование, необходимы меры, способствующие их переходу на технологии четвертого и пятого поколений и вхождение в международное разделение труда. Поэтому для первых 5-7 лет XXI века останется важнейшей задачей постоянная работа, в том числе и работа областной администрации, по привлечению инвестиций, по содействию в создании совместных предприятий, по организации производств и направлению их общей ориентации.
Реферат опубликован: 20/01/2009