Страница: 13/15
Таков тибетский буддизм. Обилием богов, развитой магией и обрядностью он мало походит на буддизм других стран, но всё же это - буддизм.
БУДДИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ
Содержащиеся в китайских источниках косвенные сведения позволяют утверждать, что первые буддийские проповедники появились на территории нынешнего северного Вьетнама во 2-3 вв. н. э. Вначале 3 в. выходец из Согда, Кхыонг Танг Хой (200-247), переводил здесь сутры с санскрита на вэньянь. Много проповедников прибывало в Заотяц (название Северного Вьетнама в 1-5 вв. н. э.) с севера, что обусловило преобладающее влияние доктрин махаяны. Возникновение школ во Вьетнаме относится к 6 в.: первую из них основал в 590 г. индиец из Винитаручи, вторую - наставник Во Игон Тхонг из Гуанчжоу в 820 г., третью - китайский монах Гхао Дыонг в 1069 г. Все три школы исповедовали учение тхиен, развивали направления чань-буддизма. В 13 в. на смену этим школам пришла новая школа тхиен - Чук-Лам, основанная в 1299 г. императором Чан Нян Тонгом, который принял постриг. Во второй половине 14 в. среди представителей правящей элиты усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим, а также с упадком династии Чан, положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо Куи Ли, ставший в конце этого столетия фактическим правителем государства, придерживался антибуддистских взглядов, производил отчуждение монастырских владений и насильственно возвращал монахов в мир. В связи с 20-летней борьбой против войск династии Мин было разрушено множество пагод и стел, погибло бесчисленное количество памятников вьетской словесности, большая часть которых, несомненно, была связана с буддизмом. Именно этим обстоятельством объясняются столь заметные изменения в раннем буддизме во Вьетнаме. В конце 14 в. всё большую роль начинают играть амидаистские (амидаизм - одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 6 в. в Китае) и тантрические представления. После нескольких 10-летий стабильности в 1527 г. престол был узурпирован Маг Данг Зунгом: за этим последовала 60-летняя война между представителями нового правительства и сторонниками свергнутого императорского рода Ле, завершившаяся победой последних.
В VIII в. вьетнамская сангха постепенно обретает утраченные позиции, на севере Вьетнама возрождается школа Чук Лам В период правления династии Нгуен возобновляется строительство и ремонт пагод; во второй половине IX в. во время господства Франции во Вьетнаме, ухудшается положение сангхи.
В конце 60-х, начале 70-х годов XX в. в стране наблюдается “буддийский ренессанс: ведется широкомасштабное строительство пагод, десятки тысяч молодых людей принимают постриг и, поэтому, вслед за полным освобождением Южного Вьетнама в 1977 г. примерно 70% монахов возвращаются в мир.
В настоящее время буддисты представляют собой наиболее многочисленную религиозную общину СРВ; из более чем 60-ти миллионов населения страны примерно одна треть, в той или иной степени, разделяет учение буддизма махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тысяч последователей буддизма тхеравады.
БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ В XX В.
7Буддизм получил распространение в большинстве европейских стран: буддистские организации, центры и небольшие группы имеются практически во всех странах Западной Европы, а также в отдельных странах Восточной Европы. Почти во всех западноевропейских странах находятся филиалы международной буддийской организации “Интернационал Сока гаккай”. Старейшими в Европе являются буддийские организации в Германии (с 1903 г.), Великобритании (с 1907 г.), Франции (с 1929 г.). В Гамбурге в 1955 г. был образован Германский буддийский союз, т.е. центр, объединяющий буддийские организации ФРГ. Во Франции было основано общество “Друзья буддизма”. Наиболее крупной и влиятельной организацией в Европе считалось и Буддийское общество Великобритании. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926 г.), Лондонская буддийская вихара, храм Буддхаладина, Тибетский центр и другие общества (всего около сорока). Многие члены буддийских обществ в Европе являлись известными буддологами, проповедниками буддизма.
БУДДИЗМ В КИТАЕ
В Китае наибольшее распространение получили три религии: конфуцианство, буддизм и даосизм. Точную численность последователей каждой из этих религий трудно установить, так как все основные религии Китая тесно переплелись между собой и нередко верующий одновременно посещает храмы двух, а то и трех религий.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже новой эры. Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шелковому пути из центрально-азиатских государств. Уже к середине II в. с буддизмом был знаком императорский двор, о чем свидетельствуют многочисленные жертвоприношения Лао-Цзы и Будде. Основоположником буддийских традиций в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148 г.
Реферат опубликован: 19/07/2008