Страница: 1/4
Монастырь Высокопетровский.
(Петровский, Петра Великого или Петровский на Высокой)
Мужской, 2-ого класса необщежительный монастырь. Упоминается с 1377 года, когда будущий его настоятель архимандрит Иоанн сопровождал посланца Русской православной церкви Митяя (Михаила) в Константинополь для положения сана митрополита.
Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князь Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо Высокой слободы, принадлежавшей, по приданию, боярину Кучко, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился увиденным с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора - это князь, снег - митрополит Петр, и, поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя.
Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить на этом месте церковь Боголюбской Божьей Матери, строительство которой завершили в 1379 году. Она и стала основой для создания монастыря, основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты - Дмитрию Донскому по возвращении с Куликова поля в 1380 году.
Однако есть и другая версия, согласно которой монастырь основан еще при жизни митрополита Петра и назывался Петропавловским. Следовательно, тогда на месте новой обители была установлена церковь, а также жилища для ее насельников. Известно также, что митрополит Петр скончался в 1326 году, отсюда значит, если следовать этой версии, что монастырь был основан в 1326 году, вскоре после того, как князю Ивану Даниловичу Калите представилось видение. Видимо, у князя и митрополита были основания не/ откладывать строительство монастыря на следующий год. И далее: Иван Калита велел заложить церковь, но во имя святых апостолов Петра и Павла, а не Боголюбской Богоматери.
Отсюда и наименование Петропавловской обители. Это предположение подтверждается тем, что через 14 лет умер и сам князь Московский Иван Данилович Калита.
Если следовать информации, что строительство церкви, заложенной им, закончено в 1379 году, т.е. через 53 года, то следовательно, и создание монастыря должно было растянуться на эти годы. В то же время по архивным материалам монастырь уже упоминается с 1377 года т.е. за два года до завершения строительства церкви Боголюбской Божьей Матери.
Сопоставляя эти даты, убеждаешься в обосновании предположения о создании монастыря в 1326 году, тем более что на строительство деревянной церкви требовалось всего несколько дней, но никак не полвека.
В этой связи становится правомерным предположение, что церковь Боголюбской Божьей Матери построил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович в 1379 году, незадолго до выхода его на Куликово поле, как гаранта победы, а не по его возвращении.
Москва при своем основании заключалась в одном Кремле. Затем, когда умножилось число жителей, и город сделался столицей сперва княжества Московского, а потом и всего государства Российского, обыватели начали строиться около Кремля, и это их поселение называлось Посадом, из коего в 1534 году образовался Китай-город. Но, как и вне Китай-города было уже довольно много строений, то эти строения назывались Московскими слободами или загородьями, которые преимущественно образовывались из разных предместий, жалованных боярам царями. К царствованию Федора Ивановича, ( годы правления 1584 - 1598 гг., последний представитель династии Рюриковичей )сына Ивана Васильевича Грозного, московские слободы или загородья, значительно распространились. Желая оградить и эту часть Москвы от нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной.
Работа началась 1587 году и окончена в два с небольшим года. Она произведена русским зодчим Федором Конем. Стена начиналась от нынешнего Яузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних улиц: Покровки , Мясницкой, Сретенки , Петровки , Тверской , Никитской , Арбата и Причистинки , и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря (позднее храм Христа Спасителя) стена упиралась в Москва - реку .
Все, что находилось внутри за стеной получило название - Белый город. Стена Белого города имела девять ворот и одни из них получили название Петровских, так как находились напротив Высокопетровского монастыря. Стена была построена по инициативе Бориса Годунова, который был фактический правитель Русского государства, с 1597 до 1600 года — царь России, и когда было окончено строительство, монастырь оказался в черте города, южнее Петровских ворот, от которых шла дорога - прародительница улицы Петровки.
В 1493 году, после Никольского пожара, монастырь был сильно разорен и долгое время не мог привести свое хозяйство в порядок. Но вот в 1505 году по велению князя Московского Василия Ивановича в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили и, как указывает Амвросий в “Истории российской иерархии “, назвали Петровским на Высоком в честь митрополита московского Петра. После смерти митрополит был причислен к лику святых, а мощи его навечно положили в церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Однако через девять лет после переименования обители эту маленькую церквушку разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514 - 1517) , но уже с престолом во имя святого Петра Митрополита.
Реферат опубликован: 9/06/2009